Голь геодезических и маркшейдерских работ практической деятельности инженеров геологов. Виды графической документации в геологической практике, страница 8

К угловым параметрам относятся углы простирания и падения крыльев залежи, углы простирания и падения сместителя, угол дизъюктива т.е линейный угол двугранного угла между плоскостями лежачего и висячего крыла и сместителя, угол простирания вектора относительного перемещения.

К линейным параметрам отоносятся амплитуда дизьюнктива т.е отстояния крыльев друг от друга в зависимости от направления различают нормальную, вертикальную и горизонтальную, измеренную по направлению в крест простирания крыльев и горизонтальную измеренную по направлению простирания сместителя, мощность зоны сместителя, координаты точки наблюдения М к которым относятся вышеперечисленные параметры.

По протяженности и величине перемещения г.п разрывные нарушения разделяют на крупные, средние и мелкие.

2

Существуют многочисленные геологические классификации разрывных нарушений по генетическому признаку и механизму их образования. Однако многие из этих не могут быть использованы для решения горно0гнометрических задач. Учитывая это маркшейдеры разработали свои классификации единичных нарушений по геометрическим признакам. Классификация Саболевского. В этой классификации формы разрывного нарушения 2 независимыми характеристиками скрещением и смещением.

ДОПИСАТЬ

Основной характеристикой разрывных нарушений является смещение т.о перемещение висячего крыла по плоскости сместителя.

1) Сброс – смещение висячего крыла вниз по направлению падения плоскости сместителя

2) Взброс – смещение висячего крыла вверх по направлению восстания плоскости сместителя

3) Сдвиг – смещение висячего крыла по направлению простирания смесителя

4) Пересдвиг – смещение висячего крыла по направлению противоположному простиранию сместителя

Остальные 4 типа смещенией сбросо-сдвиг, взбросо-сдвиг, взбросо-пересдвиг, сбросо-пересдвиг представляют собой результат смещения висячего крыла по направлению диагональном к линиям простирания и падения сместителя.

Существует несколько упрощенных классификаций например классификация В.А. Букринского который упростил предложенную Саболевским классификацию путем ограничения числа параметров позволяющих однозначно характеризовать геометрическую модель разрыва и довольно просто представлять графически на плане. Классификация Ушакова составлена с учетам того, что она должна быть довольно простой помогающей документации  и способствующей решению геометрических задач как при разведке так и при разработке нарушенный  участков. В данной классификации в качестве геометрических элементов определяющих тип и вид дизъюнктива принимаются:

1) угол дизъюнктива представляющий собой двугранный угол между плоскостями сместителя и висячего крыла в сторону перемещения последнего.

2) направление вектора относительного перемещения висячего крыла залежи в плоскости смесителя

По направлению вектора относительного перемещения висячего крыла в данной классификации выделаются 2 типа дизъюнктивов (сбросы и взбросы). Каждый из этих типов подразделяются на тупоугольные и остроугольные.

Ушаков выделяет 4 формы разрывных нарушений

3

В зависимости от типа месторождения характера нарушения данного района и имеющихся данных документации вскрытого нарушения положения смещенной части залежи может быть установлено различными методами:

1) метод аналогии основан на предположении что в пределах данного участка месторождения тектонические нарушения идентичны или одинаковы

2) опознавательный метод применяются в тех случаях когда выработка встречавшая нарушения пересекла всю зону сместителя и на другой его стороне встретила слои г.п. положение которых относительно залежи известно по стратиграфическому разрезу

3) метод знаков скольжения применяется когда при документации нарушения выявлены и четко зафиксированы царапины, выбоины на полированных участках стенок сместителя, следы волочения залежи и оперяющие трещины. Направление в котором наблюдается уменьшение глубина царапин и выбоин совпадает с направлением относительного перемещения перемещаемого крыла