АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Институт государственного управления
Проректор по учебной работе
____________
“____”____________ год
по курсу "Судоустройство"
для специальности «Государственное управление и право»
кафедра уголовного права и процесса
форма обучения очная курс 1
семестр 2
лекции 40 часов практические занятия 14 часов экзамен 2 семестр всего 54 часа
Минск
Программа составлена на основе типовой программы по курсу "Судоустройство", утвержденной 26.06. 2000 года учебно-методическим объединением вузов РБ по гуманитарному образованию.
Рабочая программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры уголовного права и процесса 28 августа года (протокол № 1).
Рабочую программу составили:
к.ю.н. к.ю.н. преподаватель
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры уголовного права и процесса 28 август года, протокол № 1
Заведующая кафедрой уголовного права и процесса |
__________________ |
|
Одобрена научно-методическим советом ________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Председатель |
_______________________________________ |
“___”______________200___ г., протокол №_____.
СОГЛАСОВАНО
И.о. директора Института государственного управления |
___________________ |
|
“___”_____________ г.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
1.1. Цель преподавания дисциплины.
Цель преподавания данной дисциплины - дать студентам –юристам основы знаний об организации и деятельности судов и других правоохранительных органов, их взаимодействии между собой и с другими органами государства.
1.2. Задачи изучения дисциплины.
В процессе изучения данной дисциплины необходимо ознакомить студентов с природой и назначением судебной власти в правовом государстве; задачами, полномочиями, организацией и основными этапами развития суда и правоохранительных органов (прокуратуры, адвокатуры, органов дознания и предварительного следствия, органов юстиции, органов внутренних дел), общественных организаций, призванных содействовать правосудию и охране правопорядка, а также с организацией юстиции некоторых зарубежных стран.
Таким образом, в процессе изучения курса закладываются основы для последующего успешного усвоения специальных юридических дисциплин, а также вырабатываются навыки работы с нормативными актами.
1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.
- общая теория права;
- конституционное право;
- история государства и права Республики Беларусь;
- история государства и права зарубежных стран.
2. Содержание дисциплины.
2.1. Наименование тем, их содержание и объем в лекционных часах.
Семестр |
Тема |
Наименование и содержание темы |
Объем в часах |
2 |
1 |
Предмет, система и основные понятия курса. Предмет, система и значение курса. Его соотношение с другими юридическими дисциплинами. Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции. Уголовная юстиция, ее задачи и структура. Защита прав и свобод граждан, утверждение законности и правопорядка - главная задача суда и правоохранительных органов. Судебно-правовая реформа в РБ, ее концепция, цели, основные направления и некоторые итоги. Значение решений 1-го съезда судей РБ для совершенствования организации и деятельности судов. Правовые источники курса, их общая характеристика. Классификация нормативно-правовых актов по судоустройству и организации правоохранительных органов по юридическому значению. Международно-правовые акты как источники судоустройства. |
2 |
2 |
2 |
Судебная власть и правосудие. Понятие и назначение судебной власти. Свойства судебной власти. Взаимоотношения судебной власти с Президентом, с законодательной и исполнительной властями. Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и массовыми общественными движениями, преследующими политические цели. Понятие о правосудии. Его отличительные черты. Соотношение правосудия и судебной власти. Символы судебной власти. |
2 |
2 |
3 |
Конституционные основы (принципы) судебной власти. Понятие, система и значение конституционных основ судебной власти. Содержание и значение отдельных конституционных основ судебной власти: судебная власть в РБ принадлежит судам; независимость судей и подчинение их только закону; недопустимость совместительства для судей. Кроме занятия преподавательской и научно-исследовательской работой; осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов; коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах; осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе; открытое рассмотрение дел во всех судах; право сторон на обжалование судебных постановлений (актов); право граждан на судебную защиту; право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь; презумпция невиновности, выборность и назначение судей. Развитие конституционных основ судебной власти в Законе о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь 1995 года и отраслевом законодательстве. |
4 |
2 |
4 |
Судебная система (общие положения иразвитие). Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях. Принципы построения судебной системы. Виды судов. Основные этапы развития судебной системы в Белорусской ССР 1917-1991гг. Общесоюзное законодательство о судоустройстве (1923-1991). Судебная система в РБ 1992-1999гг. Концепция судебно-правовой реформы о принципах реформирования судебной системы в Республике Беларусь. Значение решений 1-го съезда судей РБ в укреплении и развитии национальной судебной системы. |
4 |
2 |
5 |
Действующая судебная система РеспубликиБеларусь. Общая характеристика действующей судебной системы в РБ. Конституционный Суд РБ; суды общей юрисдикции; районные (городские) суды; областной и Минский городской суды; межгарнизонные и Белорусский военные суды; Верховный Суд РБ. Специализированные суды: хозяйственные суды областей |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.