Сущность конкуренции в рыночной экономике. Конкуренция: сущность, формы, методы. Методы государственного регулирования конкурентной среды

Страницы работы

Фрагмент текста работы

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института государственного управления

Начальник учебно-методического управления

Проректор по учебной работе

_________  

_________  

____________  

«___» ___________200…г.

«___» ___________200…г.

«___» ___________200…г.

Учебно-тематический план

изучения дисциплины  «КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ»                                                                                                                  

для студентов специальности «1-26 01 03 Государственное управление и экономика» (специализация 1-26 01 03 02 «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности», на базе высшего образования)

Форма обучения – очно - заочная

Всего  по дисциплине – 34 час.

Формы контроля - зачет

Курс - 2

В том числе по видам занятий:14

Семестр (сессия) - 3

Лекции – 10 час. Практические занятия – 4 час.

Таблица для ИГУ

Номер и название

темы занятия

Учебные вопросы

Виды занятий

и отводимое на них время (часы)

Материальное обеспечение занятий

лекции

лаборат.

занятия

практ.

занятия

семинары

упр-мая самост.

работа

Л.1.1.

Тема 1. Сущность конкуренции в рыночной экономике

1. Конкуренция: сущность, формы, методы

2. Рынок: сущность, функции, формы

3. Методы государственного регулирования конкурентной среды

2

Список литературы, таблицы

С.р.

Тема 1. Сущность конкуренции в рыночной экономике 

1. Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию

2. Методы государственного регулирования конкурентной среды в Республике Беларусь

2

Список литературы,  законодательные акты Республики Беларусь

С.р.

Тема 2. Современные формы конкуренции на мировом рынке

1. Конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, страны

2. Основные формы конкурентной борьбы на мировом рынке

2

Список литературы

Л.3.1.

Тема 3. Формирование  конкурентной стратегии

1. Понятие конкурентной стратегии

2. Современные школы стратегий

3. Развитие конкурентных (корпоративных) стратегий в современных условиях

2

Список литературы, таблицы

П.з.3.1.

Тема 3. Формирование  конкурентной стратегии 

1. Понятие и сущность конкурентной стратегии

2. Современные школы стратегий

3. Развитие конкурентных (корпоративных) стратегий в современных условиях:

4. Изменение конкурентной стратегии современной компании

2

Список литературы, таблицы

С.р.

Тема 3. Формирование конкурентной стратегии 

1. Развитие конкурентных (корпоративных) стратегий в современных условиях:

- конкурентные стратегии в зависимости от роли, занимаемой фирмой в отрасли;

- изменение конкурентной стратегии современной фирмы (по теории Б. Карлоффа);

- три типичные конкурентные стратегии (по теории М. Портера);

- «биологический подход» к классификации конкурентных стратегий (по теории А.Ю. Юданова).

2

Список литературы, таблицы

Л.4.1.

Тема 4. Процесс разработки конкурентной стратегии

1. Этапы разработки стратегии

2. Анализ отрасли и конкурентной ситуации (Анализ внешнего окружения)

3. Анализ ресурсов и конкурентных возможностей компании (Анализ внутренних ресурсов)

2

Список литературы, таблицы, рисунки, диаграмма

С.р.

Тема 4. Процесс разработки конкурентной стратегии

1. Задачи разработки стратегии

2. Анализ внешнего окружения

3. Анализ внутренних ресурсов

4

Список литературы, таблицы, рисунки, диаграмма

Л.6.1.

Тема 6. Стратегия и конкурентное преимущество

1. Базовые стратегии конкуренции

1.1. Стратегии лидерства по издержкам

1.2. Стратегии дифференциации

1.3. Стратегия оптимальных издержек

1.4. Сфокусированные стратегии на базе низких издержек и широкой дифференциации

2

Список литературы, таблицы, рисунки

П.з.6.1

Тема 6. Стратегия и конкурентное преимущество

1. Базовые стратегии конкуренции: стратегии лидерства по издержкам; дифференциации; оптимальных издержек; сфокусированные стратегии на базе низких издержек и широкой дифференциации

2.1. Классификация конкурентных преимуществ

2

Список литературы, таблицы, рисунки, ситуации для анализа

С.р.

Тема 6. Стратегия и конкурентное преимущество

1. Конкурентное преимущество

1.1. Классификация конкурентных преимуществ

1.2. Конкурентные преимущества и недостатки стратегий сотрудничества и слияния и поглощения; стратегии вертикальной интеграции; стратегии сужения бизнеса – дезинтеграции и аутсорсинга; наступательных и оборонительных стратегий для сохранения конкурентного преимущества.

2

Список литературы

Л.7.1.

Тема 7. Разработка стратегии с учетом специфики отрасли и ситуации

1. Конкуренция в формирующейся отрасли, на динамичных рынках и в зрелых отраслях

2. Конкуренция в отраслях на этапе застоя или спада

3. Конкуренция в сегментированных отраслях

4. Стратегии для быстрорастущих компаний; компаний - лидеров отрасли; компаний преследователей

5. Стратегии для неконкурентоспособных компаний в состоянии кризиса

6. Принципы разработки стратегии

2

Список литературы, таблицы, рисунки

С.р.

Тема 7. Разработка стратегии с учетом специфики отрасли и ситуации

1. Разработка конкурентной стратегии с учетом ситуации в отрасли

2. Разработка конкурентной стратегии с учетом положения компании в отрасли

4

Список литературы

С.р.

Тема 8. Стратегии конкуренции в эпоху глобализации. Стратегии Internet – экономики

1. Сущность международной и глобальной конкуренции

2. Стратегии вхождения и конкуренция на внешних рынках

3. Стратегии Internet- экономики

4

Список литературы

зачет

ВСЕГО

10

4

20

ИТОГО

34

ЛИТЕРАТУРА:

№ п/п

Название и автор

1

2

Основная

1

Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М., 1996

2

Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы – М., Новости, 2000

3

Воробьева Л.В. Теории конкуренции и современные факторы конкурентоспособности – Мн., Академия управления при Президенте РБ, 2002

4

Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпен Дж.  Школа стратегий – СПб., 2000

5

Кныш М.И. Конкурентные стратегии – СПб., 2000

6

О’ Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход – СПб., Питер, 2001

7

Портер М., Конкуренция – СПб-М-Киев, ИД Вильямс, 2002

8

Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг – М., 2003

9

Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент  – М., 2003

10

Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика – М., Гном – Пресс, 2000

Дополнительная

11

Ансофф И., Новая корпоративная стратегия СПб., 1999

12

Дэй Д., Стратегический маркетинг – М., 2002

13

Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический Менеджмент: методология и практика – М., 2001

14

Карлоф Б. Деловая стратегия – М., 1991

15

Конкурентоспособность в национальной экономике. Внешняя торговля: состояние и перспективы – Мн., 2002

16

Кревенс Дэвид  Стратегический маркетинг – М., Вильямс, 2003

17

Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах – М., 2004

18

Ламбен Жан-Жак Стратегический маркетинг – М., Наука, 1996

19

Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг

Похожие материалы

Информация о работе