время вице-президент по сбыту, как правило, концентрирует время и ресурсы на управлении службой сбыта. Постепенно руководитель фирмы приходит к пониманию целесообразности выделения маркетинговой функции в самостоятельный отдел. Для руководства отделом учреждается должность вице-президента по маркетингу. Как и вице-президент по сбыту, он подчиняется непосредственно президенту фирмы или его первому заместителю. На данном этапе – это две различные функции, которые должны быть тесно связаны между собой. Такая расстановка сил позволяет президенту более сбалансировано оценивать возможности и проблемы компании. [18,c.184]
Этап 2. Отдел сбыта, выполняющий функции маркетинга.
Рисунок.1.2
Четвёртый этап – современный отдел маркетинга – характеризуется выделением должности исполнительного директора по маркетингу и сбыту, который руководит всеми, кто выполняет какие- либо маркетинговые функции, а также менеджерами по сбыту. На пятом этапе должна сформироваться эффективная маркетинговая компания. Это происходит только тогда, когда все сотрудники осознают, что своими рабочими местами они обязаны, прежде всего, покупателям, предпочитающим товары данной фирмы (Рисунок. 1.4). [18,c.182]
Этап 3. Самостоятельный отдел маркетинга.
Рисунок.1.3
Шестой этап характеризуется как компания, основанная на процессах и результатах (Рисунок. 1.5). Многие современные компании вновь изменяют организационную структуру, фокусируя её на ключевых процессах, а не отделах. Организацию, разделённые на отделы, всё чаще считают препятствием для выполнения основных функций бизнеса, таких как создание новых продуктов, привлечение и удержание покупателей, обработка заказов, обслуживание клиентов. Для достижения всех этих целей в компаниях создаются смешанные отделы специалистов, в которых активное участие принимают маркетологи и сотрудники службы сбыта. Каждая команда периодически отправляет отчёты о деятельности своих членов руководителю команды и начальнику отдела маркетинга. Отделы маркетинга отвечают за обучение работников, назначение их в новые команды, общую оценку их работы.
Каждый из перечисленных этапов развития отдела маркетинга встречается в деятельности современных компаний.
Медведева Е.С. пишет, что место службы маркетинга в структуре предприятия определяется степенью использования маркетинга как концепции управления фирмой. Она выделяет три возможных варианта места службы маркетинга в управлении фирмой. [7,c.142]
В первом случае служба маркетинга является вспомогательной для осуществления сбыта продукции. Выполняется только одна ее функция — исследование рынков. Практически никакие из результатов работы маркетингового отдела не используются в работе других отделов, кроме сбытового.
На следующем уровне развития сбыт подчинен маркетинговой службе. Маркетинговая служба выполняет функции исследования рынков, управления сбытом и частично управления ассортиментом.
На третьей ступени развития маркетинг становится концепцией управления фирмой, т.е. вся деятельность фирмы основана на знании потребностей потребителя, условиях внешней среды функционирования, корректировке на них потенциальных возможностей фирмы.
Этап 4 и 5. Современный отдел маркетинга/ Эффективная маркетинговая компания.
Рисунок.1.4
Багиев [1,с.200] даёт краткую характеристику эволюции функции маркетинга в деятельности предприятия, которая приводится в таблице №1.1. Приводится в этой же книге и схема каждого этапа развития, но они похожи на схемы, которые изобразил Ф. Котлер [4,c.186], поэтому в данной дипломной работе они не воспроизводятся.
Этап 6. Компания, основанная на процессах и результатах.
Рисунок.1.5
Эволюцию отдела маркетинга в структуре предприятия рассматривают
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.