- Конечная цель всякого производства - удовлетворение потребностей людей.
-
В условиях рынка потребности людей выступают в форме платежеспособного спроса - потребностей, обеспеченных денежными ресурсами.
-
Рыночный спрос представляет собой сумму спросов, предъявляемых отдельными потребителями.
-
Процесс формирования спроса со стороны отдельного покупателя на разные блага называется потребительским поведением или потребительским выбором.
2
-
Экономическая наука исходит из того, что потребители ведут себя на рынке рационально.
-
Сочетание наших потребностей и цены товара делает нас рациональными потребителями.
-
Рационально — значит стремиться достичь максимального результата при ограниченных возможностях.
3
-
Главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т.е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке.
-
Совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе, стремясь достичь максимально возможной степени удовлетворения потребностей.
4
-
Полезность блага - это его способность удовлетворять какую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение.
-
Полезность выражает не столько физические свойства блага, сколько отношение к нему потребителя, суждение потребителя о благе, т.е. субъективное его восприятие.
-
Полезность блага зависит от интенсивности потребности и количественной ограниченности блага.
5
-
Любому бесконечно малому увеличению количества блага (Q) соответствует прирост общей полезности (TU).
-
С увеличением количества благ (Q) общая полезность (TU) постепенно возрастает. При этом предельная полезность (MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается.
-
Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда предельная полезность становится = 0. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.
6
Кривая предельной полезности
7
Различают предельную (дополнительную) и совокупную полезность
-
Предельная полезность (MU) - это дополнительная полезность, извлекаемая из потребления дополнительной единицы благ.
-
По мере увеличения количества потребляемых товаров их предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
-
Предельная полезность носит убывающий характер.
-
Закон убывающей предельной полезности - по мере увеличения количества потребляемых товаров их предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
-
Совокупная (общая, суммарная) полезность (TU) - полезность, приносимая всей массой потребляемых благ.
-
Совокупная полезность есть сумма предельных полезностей.
8
Факторы, ограничивающие возможность приобретения блага
-
Цена товара
-
Доход потребителя (бюджетное ограничение)
-
Бюджетное ограничение и, следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляют потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров.
-
Рациональный потребитель - это тот, кто стремится максимизировать совокупную полезность в условиях бюджетного ограничения, определяемого уровнем его дохода и существующими ценами.
-
Правило максимизации полезности - рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полезности товара к его цене одинаковы для всех товаров.
9
-
Теория потребительского поведения предполагает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены, при этом теория исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т. е. он стремится получить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей совокупной полезности, затратив минимум средств).
-
Потребительский выбор - оптимальный выбор, обеспечивающий достижение потребителем наибольшей полезности в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).
-
Потребительское равновесие – это состояние, при котором потребитель покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь свой доход и максимизирует полезность.
10
-
Поведение потребителя во многом определяется его доходами