Экономика предприятия. Материально-техническое обеспечение производства (МТО). Своевременное обеспечение (снабжение) предприятия материальными ресурсами для изготовления продукции

Страницы работы

Фрагмент текста работы

  • сбыт представляют собой процесс распределения материальных ресурсов (средства производства = средства труда + предметы труда) и доведения их от производителя до потребителя.
  • Сырье – данный термин применяется лишь к продукции добывающих отраслей.
  • Материалы – продукция всех отраслей обрабатывающей промышленности.
  • Полуфабрикаты – материалы, подвергшиеся обработке в одной или нескольких стадиях производства, но не доведенные до состояния готового продукта.
  • МТО относится к категории коммерческой деятельностью предприятия, под которой понимаются все торговые операции по приобретению материально-технических ресурсов и реализации производимой продукции.
  • Работу по МТО выполняет отдел материально-технического обеспечения (снабжения).

2

Цели МТО:

  • Своевременное обеспечение (снабжение) предприятия материальными ресурсами для изготовления продукции;
  • Рациональное использование материальных ресурсов;
  • Взаимодействие с поставщиками с целью уменьшения рисков срыва поставок ресурсов.
  • Способствовать получению или повышению прибыли.
  • Предмет МТО: организация обеспечения (снабжения) предприятия материальными ресурсами для изготовления продукции

3

Снабжение?

  • Формы снабжения определяются способом продвижения продукции от поставщика к потребителю.
  • Наиболее рациональной и экономически обоснованной формой снабжения считается та, что обеспечивает непрерывность производственного процесса с наименьшими транспортно-заготовительными расходами и минимальными совокупными товарными и производственными запасами.

4

Формы снабжения:

  • Транзитная форма - продукция поставляется потребителю непосредственно предприятием-изготовителем, минуя биржи, снабженческо-сбытовые организации, оптовые базы и магазины.
  • Складская форма снабжения предусматривает поставку продукции потребителю с баз или магазинов снабженческих фирм.
  • Под товарной биржей понимается организация, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным правилам.

5

  • Для совершенствования МТО на зарубежных предприятиях была создана “Логистика” (от франц. loger – расположить).
  • Сущность логистики – это четкая согласованность в управлении мат. ресурсами и информационными потоками с целью обеспечения заказов потребителей.
  • На основе единства информационной базы объединялись в один процесс два процесса:
  • Снабжение мат.ресурсами
  • Сбыт продукции.

6

В МТО выделяют три основные направления деятельности:

  • Планирование (определение потребности)
  • Управление снабжением и учет
  • Материальные операции, т.е. мероприятия по перемещению товаров.
  • При этом выделяют два потока:
  • Товарный
  • Информационный

7

Потребность в МТО с учетом фактора времени делится на :

  • Перспективную потребность (стратегическую)
  • Годовую потребность
  • Оперативную потребность

8

Методы расчета потребности:

  • метод прямого счета (нормативный) - основан на использовании двух показателей: нормы расхода материальных ресурсов на единицу продукции (работ, услуг) и объема производства продукции (выполненных работ, услуг);  метод аналогии - изделие, на которое еще нет норм расхода, приравнивается к аналогичному изделию, на которое нормы расхода уже утверждены, но вводятся поправочные коэффициенты;  метод динамических коэффициентов - потребность в материальных ресурсах устанавливается исходя из фактического расхода данного материала в прошедшем периоде, индекса программы производства и индекса норм расхода материалов и др.

9

Этапы МТО

  • Формирования заказов на основе спроса потребителей (объем, номенклатура, сроки изготовления заказа)
  • Анализ МТБ производства и технологий (основные и оборотные средств) с учетом запасов и норм расхода мат. ресурсов (объем, вид материала, сроки поставок)
  • Анализ поставщиков ресурсов по показателям (цена, качество, сроки поставок, объем, удаленность, накладные расходы и пр.)
  • Выбор поставщика
  • План-график снабжения

10

Этапы планирования

11

Запасы:

  • текущие запасы - обеспечивают работу предприятия в период между двумя очередными поставками;
  • подготовительные запасы - создаются в тех случаях, когда перед использованием материальных ресурсов требуется их специальная подготовка (сушка, раскрой, правка и т.д.);
  • страховые запасы - необходимы на случай неожиданной задержки очередной партии материалов.

12

Оценка эффективности результатов МТО

  • Планирование целевых показателей оценки эффективности МТО по объему, качеству, номенклатуре и срокам поставки, величине накладных расходов с учетом производитиельности, окупаемости вложенных средств, эффективности производства и пр.
  • Сравнение целевых планируемых и достигнутых фактических показателей (план-фактный анализ).

13

Эффективность логистика в управлении МТО:

  • Производство ориентировано на рынок
  • Налажено взаимодействие с поставщиками.
  • Сокращаются простои оборудования.
  • Оптимизируются запасы.
  • Сокращается численность вспомогательного персонала.
  • Сокращаются потери материалов.
  • Улучшается процесс использования производственны и складских помещений.

14

Организация МТО на предприятии

  • В МТО выделяют три основные направления деятельности:
  • Планирование (планово-экономический отдел)
  • Управление снабжением и учет (бухгалтерия – материальная группа)
  • Материальные операции, т.е. мероприятия по перемещению товаров – отдел снабжения (диспетчерская

Похожие материалы

Информация о работе