Поршневые компрессоры - наиболее распространенный тип машин, устанавливаемых на воздушных компрессорных станциях промышленных предприятий. Обычно они представляют собой многоступенчатые конструкции со ступенями повышения давления в отдельных цилиндрах или дифференциальными поршнями и несколькими ступенями повышения давления в одном цилиндре. Охлаждение компрессоров, водяное или воздушное.
Предельная степень повышения давления в одной ступени поршневого компрессора ограничена температурой конца процесса сжатия по условиям вспышки смазки или требованиями экономичности. Для воздушных компрессоров общепромышленного назначения с водяным охлаждением число ступеней повышения давления принимают в следующих пределах:
Степень повышения давления |
до 6 |
6-30 |
30- 100 |
100- 150 |
Свыше 150 |
Число ступеней |
1 |
2 |
4 |
5 |
6 и более |
Степень повышения давления в отдельной ступени bст при заданном давлении воздуха, подаваемого к потребителю, т.е. при известной степени повышения давления компрессора bк и выбранном числе ступеней z определяют, исходя из минимума затрачиваемой работы, по формуле:
где e - относительная потеря давления в промежуточном охладителе (в предварительных расчетах принимается одинаковой для всех ступеней и равной 0,93 -0.95).
На воздушных компрессорных станциях промышленных предприятий обычно устанавливают двухступенчатые компрессоры низкого давления со степенью повышения давления до 10 (абсолютное давление нагнетателя до 1 МПа). По производительности поршневые компрессоры условно делят на 3 группы малой (до 10 м3/мин), средней (до 100 м3/мин) и большой (свыше 100 м3/мин).
Поршневые компрессоры отличаются многообразием конструктивных типов, кинематических схем и компоновок. Они могут быть выполнены вертикальными, угловыми или горизонтальными (в том числе оппозитными - с цилиндрами размещенными по обе стороны вала), бескрейцкопфными или крейцкопфными, одноряд-
ными или многорядными. При бескрейцкопфной кинематической схеме вращение вала преобразуется в возвратно-поступательное движение поршня следующей системой: коленчатый вал - шатун - поршень; при крейцкопфной: коленчатый вал - шатун — крейцкопф - ползун - шток - поршень.
Каждый тип поршневого компрессора имеет свои преимущества и недостатки. Так, машины бескрейцкопфного типа значительно проще по конструкции, имеют меньшие габариты и массу. Однако полость цилиндра, обращенная к картеру, остается нерабочей. Следовательно, при одинаковой производительности увеличиваются диаметры цилиндров, растут механические потери, увеличиваются утечки воздуха, имеет место значительный унос масла и загрязнение им сжимаемого воздуха. Преимущество крейцкопфных машин двойного действия, помимо значительно меньших механических потерь, связано с раздельной смазкой механизма движения и цилиндров. При этом механизм движения смазывают относительно недорогим машинным маслом. Необходимо отменить, что с увеличением производительности компрессора преимущество бескрейцкопфных машин по сравнению с крейцкопфными по габаритам и массе уменьшаются.
Вертикальные компрессоры, по сравнению с горизонтальными отличаются более простой и легкой конструкцией, удобством ремонта. Горизонтальные компрессоры более удобны для обслуживания. Кроме того они надежно работают без смазки при применении поршневых, и уплотнительных колец из углеграфитовых. или фторопластовых композиций.
Воздушные поршневые компрессоры общего назначения со ступенями давления в отдельных цилиндрах выполняют бескрейцкопфными с V-образным расположением цилиндров (тип ВУ), а также - крейцкопфными с прямоугольным (тип ВП) - или горизонтальным оппозитным (тип ВМ) расположением цилиндров. Основные показатели таких машин:
Тип компрессора |
Производитель |
Удельный рас |
Масса, кг |
ность, м3/мин |
ход энергии, |
||
кВт/м3/мин) |
|||
ВУ: - с воздушным охлаждением |
3;6 |
6,5 |
540;690 |
- с водяным охлаждением |
3;6 |
6,5 |
540;690 |
ВП: - с водяным охлаждением ——«—— ——«—— |
10 |
5,7 |
1350 |
20 |
5,6 |
2800 |
|
30 |
5,3 |
4000 |
ВМ: - с водяным охлаждением ——« —— |
50 100 |
5,4 5,4 |
7900 14500 |
Конструктивно компрессоры этих трех типов при двухступенчатом повышении давления представляют собой наиболее компактные, экономичные и удобные в эксплуатации машины. При числе ступеней более двух компрессоры типов ВУ, ВП и ВМ получаются многорядным.
Основное преимущество компрессоров типов ВУ и ВП с расположением осей цилиндров в вертикальной плоскости— небольшая площадь пола машинного зала, требуемая для их установки. Однако эти компрессоры тихоходны, трудно балансируемы, что вызывает необходимость в тяжелых фундаментах; строительная высота машинного зала с учетом проведения монтажных и ремонтных работ должна быть относительно большой.
Компрессоры типа ВМ, получающие в настоящее время широкое распространение, легко балансируются, допускают относительно высокую частоту вращения вала, требуют малых высот машинного зала, однако в силу горизонтального расположения занимают большие площади пола.
Многоступенчатые компрессоры с дифференциальным поршнем могут быть одностороннего или двустороннего действия. В двухступенчатом компрессоре с дифференциальным поршнем одностороннего действия обе ступени располагаются по одну сторону поршня, следовательно, всасывание и нагнетание происходит в -обеих ступенях одновременно что вызывает высокие неравномерно распределенные усилия и требуют маховика большой массы. Рабочие полости в такой машине всегда разобщены клапанами; промежуточный охладитель кроме; своего основного назначения выполняет роль воздухосборника. В двухступенчатом компрессоре двустороннего действия ступени повышения давления разнесены по обе стороны поршня, поэтому усилия на рабочие части машины распределяются довольно равномерно.
Для привода поршневых компрессоров используют асинхронные и синхронные электродвигатели переменного тока, двигатели внутреннего сгорания (привод небольших поршневых, машин), а также паровые и газовые турбины (привод крупных поршневых компрессоров). При всех вариантах стараются обеспечить непосредственное - фланцевое или муфтовое соединение вала компрессора и приводного двигателя. В том случае, когда возникает необходимость согласования частоты вращения вала компрессора и двигателя применяют клиноременные передачи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.