Изучение конструкции поршневых насосов

Страницы работы

Содержание работы

Министерство образования и науки

Республики Казахстан Северо-Казахстанский Государственный

Университет

им. академика М. Козыбаева

транспортно-строительный факультет

кафедра «Строительство»

Учебно методическое пособие

к  СРСП  № 2

Тема   Изучение  конструкции  поршневых насосов

по  дисциплине   «Машины и оборудование газонефтепроводов»

г. Петропавловск, 2008 г.

Учебно-методическое пособие

предназначено для студентов очной

и заочной формы обучения

Составитель:

Мотрохин А.В.-ст. преподаватель

кафедры «Строительство»

Рассмотрено на заседании кафедры                                                                            Утверждено методическим бюро ТСФ

протокол                              200  г.                                                                          протокол №____   _____________ 200  г.

И.о. зав. кафедрой  _____________ Р. Имамбаева                                                   Председатель метод. бюро

                                                                                                                                                               ______________ Р.Имамбаева
1. Цель работы

ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ ПОРШНЕВЫХ НАСОСОВ.

2. Приборы и оборудование

2.1. Поршневой насос

2.2. Манометры технические

2.3. Слесарные инструменты

3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Поршневой насос относится к классу объемных гидромашин, в которых передача энергии жидкости осуществляется путем изменения объема рабочей камеры при возвратно-поступательном движении вытеснителя (поршня или плунжера).

На рис. I приведена принципиальная схема приводного поршневого насоса двойного действия.

Поршневой насос условно можно разбить на гидравлическую и приводную части.

Приводная часть зависит от способа приведения насоса в действие. У насосов, которые приводятся в действие от отдельно расположенного двигателя через передачу, приводная часть представляет собой кривошипно-шатунный механизм (рис. I).

Кривошип представляет собой большое зубчатое колесо I с эксцентрично насаженным валом 2, к которому на подшипниках скольжения или качения присоединяется мотылевая головка шатуна 3. Малая головка шатуна с помощью пальца 4 соединяется с крейцкопфом 5, который совершает возвратно-поступательное движение. За один оборот кривошипа крейцкопф совершает один двойной ход. Крейцкопф имеет корпус, к которому с одной стороны присоединены шток 6, а с другой - шатун. На корпусе крейцкопфа крепятся накладки 7, скользящие по направляющим станины 8.

Для смазки всех деталей приводной части в станину корпуса заливается масло. Большая шестерня зубчатой передачи погружается зубьями (нормально 3/4 высоты зуба) под уровень масла, при работе захватывает его и переносит на малую шестерню. С малой шестерни масло стекает в специальную ванночку над верхними направлениями ползунов. Из масляной ванночки по каналам в корпусе смазка поступает к верхним накладкам ползунов. Эти накладки имеют канавки и сверления, по которым масло стекает на нижнюю накладку, смазывая палец и вкладыши, а затем попадает снова в станину корпуса.

Для предохранения масляной ванны от загрязнений приводная часть имеет уплотнение 9 в месте прохода штока через корпус.

Гидравлическая часть поршневого насоса предназначена для обеспечения необходимого давления и подачи жидкости.

Главными узлами гидравлической части являются: гидроблок 10 со всасывающими II и нагнетательными клапанами 12, плунжер 13 или поршень с цилиндровой втулкой 14, шток с уплотнением 15.

Гидроблоки выполняются литыми иликоваными однокамерными или многокамерными и представляют собой блок цилиндров и клапанных камер. Гидроблок имеет приливы для присоединения подводящего и напорного трубопроводов.

Цилиндровые втулки являются сменными деталями, предохраняющими гидроблок от износа. Для ступенчатого регулирования подачи к поршневому насосу поставляется комплект цилиндровых втулок и вытеснителей.

Вытеснитель представляет собой плунжер или поршень. Плунжер в современных насосах имеет конструкцию двух видов: неразборную (рис. 2) и разборную рис. 3).

Разборный плунжер имеет преимущество перед неразборным, так как позволяет заменить изношенную втулку I. Конструктивное выполнение поршня разнообразно. Поршни бывают цельные и составные. Для создания герметичности между стенкой цилиндра и поверхностью поршня последний снабжается уплотнением. Уплотнения поршней выполняются в виде манжет из резины, прорезиненных тканей.

Уплотнение штока служит для герметизации места выхода штока из гидроблока (рис. 4). Наиболее распространенными являются уплотнения из мягкой набивки, из эластичных резиновых или резинотканевых колец. В практике используются как цельные, так и разрезные манжеты.

Уплотнение плунжера служит для герметизации плунжера I в сальниковом стакане 2. Плунжеры обычно уплотняются резиновыми манжетами 3 или мягкой набивкой 4.

Плунжер направляется обрезиненной грунбуксой 5. Сальниковый стакан закрепляется в гидроблоке установочной гайкой 6. При замене изношенных манжет узел "сальник с плунжером" с насоса снимается и заменяется запасным. При износе плунжера по диаметру на 1,5 ... 2 мм манжеты могут быть заменены уплотнением из мягкой набивки 4.

Клапаны поршневого насоса относятся к основным деталям, гидравлической части машины. Поршневые насосы снабжены автоматическими клапанами, которые открываются и закрывается под действием изменяющегося давления.

В отечественных поршневых насосах применяются клапаны сборной конструкции, состоящие из термически обработанной тарелки, расположенного на ней или на седле уплотнения, верхнего (рис. 6) или нижнего направления (рис. 7) и элементов крепления.

Седло клапана закрепляется в корпусе гидроблока конусной или цилиндрической посадки с резиновым уплотнением (рис. 8).

Клапаны с уплотнением на седле (рис. 6) надежно работают при значительном износе. Однако при работе на растворах, содержащих механические примеси, происходит размыв седла. Для замены уплотнения необходимо выпрессовывать седло, что в производственных условиях сопряжено с определенными трудностями. В плоских клапанах уплотнительные элементы работают в благоприятных условиях. Изготовление клапанов с коническими посадочными и уплотнительными поверхностями объясняется стремлением уменьшить гидравлические потери в клапане. Уплотнительные элементы изготавливаются из масло-бензостойкой резины или из полиуретана.

Рис. 6. Тарельчатый клапан с верхним направлением: I - гидроблок; 2 - седло; 3 - уплотнение; 4-клапан; 5 - пружина

 

Рис. 7. Плоский клапан с нижними направляющими и уплотнением на седле

 
 


Рис. 8. Конический клапан

со стержневыми и перьевыми уплотнениями, расположенными на тарелке: I - гидроблок; 2 - седло; 3 - подвижная тарелка; 4 - уплотнительный диск; 5 - пружина; 6 - крестовина; 7 - шайба; 8 - пружинный замок

 
 



4.Содержание отчета

4.1.   Зарисовать и описать принципиальную схему приводного поршневого насоса двойного действия.

4.2.  Описать принцип действия и назначение основных узлов насоса.

5. Выводы  и  рекомендации

6.  Контрольные  вопросы

6.1.   Расскажите о принципе работы одноцилиндрового насоса простого действия.

6.2.  Какие преимущества у насосов двойного действия.

6.3.  Расскажите о работе приводной части поршневого насоса.

6.4.   Расскажите о принципе работы гидравлической части насоса.

6.5.   Из каких основных узлов состоит гидравлическая часть поршневого насоса.

6.6.   Каково назначение цилиндровых втулок.

6.7.  Расскажите о назначении и конструкции вытеснителей.

6.8.   Что представляют собой уплотнения поршня и штока?

6.9.   Какие конструкции клапанов применяются в поршневых насосах?

  1. Список литературы

7.1.  Черкасский В.М. Насосы, вентиляторы, компрессоры

7.2  Юфин А.П. Гидравлика, гидравлические машины и гидропривод

7.2.  Башта Т.М. Гидравлика, гидравлические машины и гидравлические приводы

7.4.  Лепешкин А.В. Гидравлические и пневматические системы

Похожие материалы

Информация о работе