Например, при доставке железнодорожных контейнеров заработная плата водителям часто начисляется в размере установленного норматива в процентах на 1 тенге. доходов (без учета НДС). В норматив входят оплата подготовительно-заключительного времени, заработная плата за отработанное время, доплата за экспедирование грузов и перевозку опасных грузов, премия за выполнение установленного задания качественно и в срок.
В случае привлечения водителя к работам по ремонту автотранспортных средств (при наличии приказа по предприятию) оплата его труда осуществляется как ремонтному рабочему по часовым ставкам.
Труд ремонтных и вспомогательных рабочих оплачивается по повременно-премиальной системе, при которой тарифная ставка устанавливается на 1 ч работы.
Для оплаты труда ремонтных и вспомогательных рабочих на АТП применяется тарифная система, включающая тарифные ставки, тарифную сетку и тарифно-квалификационные справочники.
Тарифная ставка определяет размер оплаты труда за единицу времени.
Тарифная сетка представляет собой совокупность нескольких тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Она позволяет осуществлять дифференциацию оплаты труда рабочих в зависимости от их квалификации.
Тарифный разряд свидетельствует о соответствии квалификации рабочих степени сложности работ, а тарифный коэффициент, присваиваемый каждому разряду, показывает, во сколько раз уровень оплаты труда работ, отнесенных к данному разряду, превышает уровень оплаты самых простейших работ, отнесенных к первому разряду. Первому разряду присваивается коэффициент, равный единице, а тарифные коэффициенты последующих разрядов показывают степень соотношения между трудом разного уровня квалификации и неквалифицированным трудом. Тарифная сетка строится таким образом, чтобы создавать у рабочих материальную заинтересованность в повышении своей квалификации (разряда).
Для ремонтных рабочих, занятых на ремонте и ТО подвижного состава, в настоящее время применяется шестиразрядная сетка, которая предусматривает применение следующих коэффициентов: 2-й разряд — 1,02; 3-й — 1,07; 4-й — 1,11; 5-й — 1,18; 6-й - 1,27.
В зависимости от условий работы действуют различные тарифные сетки: труд рабочих, занятых на горячих, тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда и работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, оплачивается выше, чем работы с нормальными условиями труда.
Тарифные ставки для рабочих-сдельщиков выше, чем для рабочих-повременщиков. Это обусловлено тем, что при сдельной форме оплаты труда рабочие стремятся выполнить и перевыполнить нормы выработки, трудятся с большей интенсивностью, чем рабочие-повременщики.
Тарифно-квалификационный справочник представляет собой перечень профессий и квалификаций и служит для тарификации работ и установления квалификационных разрядов рабочим. Под квалификацией понимается определенный объем знаний и профессиональных навыков, необходимых для выполнения работ, относящихся к данному разряду. Разряд определяет производственную значимость рабочего и является стимулом к дальнейшему повышению квалификации.
В настоящее время применяются тарифные квалификационные справочники двух видов: единый справочник для сквозных профессий и отраслевые тарифные квалификационные справочники по профессиям, не вошедшим в единый справочник.
Доплаты и надбавки ремонтным рабочим могут быть установлены за работу в ночное и сверхурочное Время, за работу в предпраздничные дни, за руководство бригадой.
Источником премирования ремонтных рабочих может быть приработок за год (П), который рассчитывается по формуле
П = (Ф – Т) αт + Дф 100 – 100
Дпл
где Ф - общий фонд заработной платы (определяется как произведение средней зарплаты одного рабочего на численность рабочих);
Т— тарифная часть зарплаты;
αт — коэффициент технической готовности подвижного состава;
Дф , Дпл — фактическая и плановая сумма доходов предприятия за год.
Приработок распределяется по участкам пропорционально доле заработной платы, начисленной рабочим по итогам года.
Для стимулирования высокого качества ремонтных работ можно использовать косвенно-сдельную оплату труда рабочих. При этом сдельная расценка устанавливается на один отработанный автомобиледень на линии. Порядок расчета косвенной сдельной расценки следующий:
• определяется заработная плата рабочим за месяц исходя из сложившегося среднего разряда и средней часовой ставки;
• рассчитывается программа работы подвижного состава в автомобиледнях на тот же период, при этом учитывается планируемое значение коэффициента выпуска машин на линию;
• определяется косвенная сдельная расценка путем деления тарифной зарплаты на планируемое количество автомобиледней в работе.
Косвенная сдельная расценка для оплаты труда ремонтных рабочих может быть рассчитана и на единицу общего пробега автомобилей за месяц.
Оплата труда вспомогательных рабочих (аккумуляторщиков, газосварщиков и др.) производится по ставкам рабочих-повременщиков, установленным на предприятии за фактически отработанное время. Кроме того, за выполнение установленного объема работ в установленные сроки и при высоком качестве им может быть установлено премирование. При этом премия начисляется на все виды доплат и надбавок за фактически отработанное время. За прогул, явку на работу в нетрезвом состоянии, опоздание на работу, преждевременный уход с работы, нарушение правил по охране труда и технике безопасности, допущение брака в работе, невыполнение приказов и распоряжений, связанных с производством, работники могут быть лишены премии полностью или частично.
Оплата труда руководящих работников, специалистов и служащих производится в размере, предусмотренном в штатном расписании в соответствии с должностными окладами. Премирование производится за выполнение плана по доходам от перевозок, выпуск автомобилей на линию, регулярность движения и другие показатели, которые являются определяющими при оценке автотранспортной деятельности. При этом руководитель предприятия вправе полностью или частично лишить премии руководителей отделов и служб, специалистов за нарушение трудового законодательства и производственные упущения.
Состав фонда заработной платы. Фонд заработной платы по предприятию является одним из элементов затрат на производство. Изменение его удельного веса в общих затратах на производство транспортной продукции характеризует динамику доли живого труда в себестоимости услуг.
Доходы работников АТП кроме собственно заработной платы включают выплаты в виде дивидендов и процентам по акциям и вкладам в имущество предприятия, а также социальные и трудовые выплаты.
Полный фонд заработной платы работников предприятия включает:
• расходы на оплату труда за выполненную работу или отработанное время, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятой на предприятии системой оплаты труда;
• выплату за неотработанное время — оплата очередных (ежегодных) отпусков, льготных часов подросткам, учебных отпусков в соответствии с действующим законодательством, оплата простоев не по вине работников, оплата времени, связанного с выполнением государственных обязанностей;
• стимулирующие выплаты — премия за выполнение и перевыполнение планов и норм выработки, экономию материальных ресурсов, доплаты за квалификацию, стоимость питания, вознаграждение по итогам работы за год и др.;
• компенсирующие выплаты — доплаты за отклонение от нормальных условий работы (выплаты по районным коэффициентам, надбавки за непрерывный стаж работы в районах с тяжелыми природно-климатическими условиями, доплаты за работу в ночное время, праздничные дни и сверхурочные часы).
Выплаты по социальным и трудовым льготам включают оплату дополнительно предоставленных по решению трудового коллектива отпусков (сверх предоставленных законодательством), единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам, материальную помощь, стипендии студентам, направленным на обучение в высшие и средние учебные заведения, оплату путевок в санатории, дома отдыха и пр.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.