Заработная плата на автомобильном транспорте, страница 2

Например, при доставке железнодорожных контейнеров заработ­ная плата водителям часто начисляется в размере установленного норматива в процентах на 1 тенге. доходов (без учета НДС). В нор­матив входят оплата подготовительно-заключительного времени, заработная плата за отработанное время, доплата за экспедирование грузов и перевозку опасных грузов, премия за выполнение ус­тановленного задания качественно и в срок.

В случае привлечения водителя к работам по ремонту авто­транспортных средств (при наличии приказа по предприятию) оплата его труда осуществляется как ремонтному рабочему по часовым ставкам.

Труд ремонтных и вспомогательных рабочих оплачивается по повременно-премиальной системе, при которой тарифная став­ка устанавливается на 1 ч работы.

Для оплаты труда ремонтных и вспомогательных рабочих на АТП применяется тарифная система, включающая тарифные ставки, тарифную сетку и тарифно-квалификационные справоч­ники.

Тарифная ставка определяет размер оплаты труда за единицу времени.

Тарифная сетка представляет собой совокупность нескольких тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффици­ентов. Она позволяет осуществлять дифференциацию оплаты труда рабочих в зависимости от их квалификации.

Тарифный разряд свидетельствует о соответствии квалификации рабочих степени сложности работ, а тарифный коэффициент, присваиваемый каждому разряду, показывает, во сколько раз уровень оплаты труда работ, отнесенных к данному разряду, превышает уровень оплаты самых простейших работ, отнесен­ных к первому разряду. Первому разряду присваивается коэффициент, равный единице, а тарифные коэффициенты последу­ющих разрядов показывают степень соотношения между трудом разного уровня квалификации и неквалифицированным трудом. Тарифная сетка строится таким образом, чтобы создавать у ра­бочих материальную заинтересованность в повышении своей квалификации (разряда).

Для ремонтных рабочих, занятых на ремонте и ТО подвиж­ного состава, в настоящее время применяется шестиразрядная сетка, которая предусматривает применение следующих коэф­фициентов: 2-й разряд — 1,02; 3-й — 1,07; 4-й — 1,11; 5-й — 1,18; 6-й - 1,27.

В зависимости от условий работы действуют различные та­рифные сетки: труд рабочих, занятых на горячих, тяжелых ра­ботах, на работах с вредными условиями труда и работах с осо­бо тяжелыми и особо вредными условиями труда, оплачивается выше, чем работы с нормальными условиями труда.

Тарифные ставки для рабочих-сдельщиков выше, чем для рабочих-повременщиков. Это обусловлено тем, что при сдельной форме оплаты труда рабочие стремятся выполнить и пере­выполнить нормы выработки, трудятся с большей интенсивно­стью, чем рабочие-повременщики.

Тарифно-квалификационный справочник представляет собой перечень профессий и квалификаций и служит для тарификации работ и установления квалификационных разрядов рабочим. Под квалификацией понимается определенный объем знаний и про­фессиональных навыков, необходимых для выполнения работ, относящихся к данному разряду. Разряд определяет производ­ственную значимость рабочего и является стимулом к дальней­шему повышению квалификации.

В настоящее время применяются тарифные квалификацион­ные справочники двух видов: единый справочник для сквозных профессий и отраслевые тарифные квалификационные справоч­ники по профессиям, не вошедшим в единый справочник.

Доплаты и надбавки ремонтным рабочим могут быть установ­лены за работу в ночное и сверхурочное Время, за работу в пред­праздничные дни, за руководство бригадой.

Источником премирования ремонтных рабочих может быть приработок за год (П), который рассчитывается по формуле

П = (Ф – Т) αт + Дф 100 – 100

          Дпл

где Ф - общий фонд заработной платы (определяется как про­изведение средней зарплаты одного рабочего на численность рабочих);

Т— тарифная часть зарплаты;

αт — коэффициент технической готовности подвижного со­става;

Дф  ,  Дпл фактическая и плановая сумма доходов предпри­ятия за год.

Приработок распределяется по участкам пропорционально доле заработной платы, начисленной рабочим по итогам года.

Для стимулирования высокого качества ремонтных работ можно использовать косвенно-сдельную оплату труда рабочих. При этом сдельная расценка устанавливается на один отработан­ный автомобиледень на линии. Порядок расчета косвенной сдель­ной расценки следующий:

• определяется заработная плата рабочим за месяц исходя из сложившегося среднего разряда и средней часовой ставки;

•  рассчитывается программа работы подвижного состава в автомобиледнях на тот же период, при этом учитывается планируемое значение коэффициента выпуска машин на линию;

•  определяется косвенная сдельная расценка путем деления тарифной зарплаты на планируемое количество автомобиледней в работе.

Косвенная сдельная расценка для оплаты труда ремонтных рабочих может быть рассчитана и на единицу общего пробега автомобилей за месяц.

Оплата труда вспомогательных рабочих (аккумуляторщиков, газосварщиков и др.) производится по ставкам рабочих-повре­менщиков, установленным на предприятии за фактически отра­ботанное время. Кроме того, за выполнение установленного объ­ема работ в установленные сроки и при высоком качестве им может быть установлено премирование. При этом премия начис­ляется на все виды доплат и надбавок за фактически отработан­ное время. За прогул, явку на работу в нетрезвом состоянии, опоздание на работу, преждевременный уход с работы, наруше­ние правил по охране труда и технике безопасности, допущение брака в работе, невыполнение приказов и распоряжений, свя­занных с производством, работники могут быть лишены премии полностью или частично.

Оплата труда руководящих работников, специалистов и слу­жащих производится в размере, предусмотренном в штатном расписании в соответствии с должностными окладами. Преми­рование производится за выполнение плана по доходам от пе­ревозок, выпуск автомобилей на линию, регулярность движения и другие показатели, которые являются определяющими при оценке автотранспортной деятельности. При этом руководитель предприятия вправе полностью или частично лишить премии руководителей отделов и служб, специалистов за нарушение тру­дового законодательства и производственные упущения.

Состав фонда заработной платы. Фонд заработной платы по предприятию является одним из элементов затрат на производ­ство. Изменение его удельного веса в общих затратах на производство транспортной продукции характеризует динамику доли живого труда в себестоимости услуг.

Доходы работников АТП кроме собственно заработной пла­ты включают выплаты в виде дивидендов и процентам по акци­ям и вкладам в имущество предприятия, а также социальные и трудовые выплаты.

Полный фонд заработной платы работников предприятия включает:

•  расходы на оплату труда за выполненную работу или отра­ботанное время, исчисленные исходя из сдельных расце­нок, тарифных ставок и должностных окладов в соответ­ствии с принятой на предприятии системой оплаты труда;

•  выплату за неотработанное время — оплата очередных (еже­годных) отпусков, льготных часов подросткам, учебных от­пусков в соответствии с действующим законодательством, оплата простоев не по вине работников, оплата времени, связанного с выполнением государственных обязанностей;

•  стимулирующие выплаты — премия за выполнение и пере­выполнение планов и норм выработки, экономию матери­альных ресурсов, доплаты за квалификацию, стоимость пи­тания, вознаграждение по итогам работы за год и др.;

•  компенсирующие выплаты — доплаты за отклонение от нор­мальных условий работы (выплаты по районным коэффи­циентам, надбавки за непрерывный стаж работы в районах с тяжелыми природно-климатическими условиями, доплаты за работу в ночное время, праздничные дни и сверхуроч­ные часы).

Выплаты по социальным и трудовым льготам включают оп­лату дополнительно предоставленных по решению трудового коллектива отпусков (сверх предоставленных законодательством), единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам, ма­териальную помощь, стипендии студентам, направленным  на обучение в высшие и средние учебные заведения, оплату путе­вок в санатории, дома отдыха и пр.