Тема 6. Заработная плата на автомобильном транспорте
Наиболее распространенной должностью на предприятиях автомобильного транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, является должность водителя. Численность водителей на большинстве предприятий составляет более 50% от общей численности работников.
Труд водителей может оплачиваться повременно и сдельно. При выборе системы оплаты за основу принимаются вид перевозок, условия их выполнения и другие факторы.
В частности, труд водителей маршрутных такси, автобусов, осуществляющих городские, пригородные, междугородные и заказные перевозки пассажиров, оплачивается повременно. При этом размер часовых тарифных ставок водителей устанавливается по видам перевозок и зависит от вместимости автобусов: с увеличением вместимости часовая ставка повышается. На практике и при установлении размеров ставок с помощью соответствующих коэффициентов выдерживается определенное соотношение между ними. Минимальное значение коэффициента устанавливается водителю, работающему на автобусе марки ПАЗ. Водителям, работающим на автобусах марки ЛАЗ-655, коэффициент составит 1,1; на автобусах марки ЛИАЗ и ЛАЗ 699, — 1,23; на автобусах марки «Икарус», — 1,38.
Кроме заработной платы, водителям маршрутных такси и автобусов выплачиваются предусмотренные трудовым законодательством надбавки и доплаты (за классность, разрывной характер работы, за отработанное время в каждой смене с двумя выходными, сверхурочное время, время простоя в резерве, участие в ремонте и т.д.)
Премирование водителей, занятых на всех видах перевозок пассажиров, производится как за индивидуальные результаты, так и за общие результаты работы бригады, измеряемые доходами (выручкой) от перевозок. За индивидуальные результаты премия начисляется за выполнение плана по доходам и за выполнение планового количества рейсов. Премирование за общие результаты бригады осуществляется за выполнение плана по доходам всей бригадой водителей. Премия за коллективные результаты распределяется между членами бригады с учетом коэффициента трудового участия.
Премия начисляется за фактически отработанное время на линии с учетом доплат и надбавок, выплачиваемых в установленном порядке: за классность, работу в ночное время, разрывной график, предусматривающий разделение смены на части. Кроме того, премия водителям может быть установлена за отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя, нарушений правил техники безопасности об охране труда, за содержание автомобиля в технически исправном состоянии, соблюдение санитарных норм и правил, выполнение приказов и распоряжений качественно и в срок.
Оплата труда водителей такси в большинстве городов России устанавливается в определенной доле от выручки, полученной за каждый заказ. При данном способе водитель заинтересован в перевозке пассажиров на дальние расстояния.
Труд водителей грузовых автомобилей в зависимости от условий работы может оплачиваться повременно и сдельно. Применение повременной системы оплаты труда экономически оправдано в тех случаях, когда нет возможности для точного учета производительности автомобиля в тоннах и тонно-километрах или когда эта производительность в силу объективных причин недостаточна (например, на перевозках, связанных с хозяйственным обслуживанием предприятий, являющихся заказчиками транспортных услуг, при транспортировке мелких партий груза, при перевозках с заездами, при эксплуатации автомобилей специального назначения — топливозаправщиков, автомобилей технической помощи, автоклавов и др.).
При повременной оплате применяются часовые тарифные ставки, дифференцированные по маркам автомобилей в зависимости от грузоподъемности последних. Водители грузовых автомобилей, труд которых оплачивается повременно, получают разнообразные надбавки, доплаты и премии, предусматриваемые положениями об оплате труда и премировании, которые действуют на каждом предприятии.
Некоторые особенности имеет оплата труда водителей-сдельщиков. При сдельной системе оплаты труда водителей грузовых автомобилей зарплата рассчитывается по сдельным расценкам, которые могут быть установлены за тонну, тонно-километр, рейс, пробег. В расценку входит оплата подготовительно-заключительного времени и за отработанное время.
Сдельные расценки за перевозку 1 т груза (Ст) и за произведенную работу в 1 т-км (Сткм) рассчитываются по формулам
Ст = См · tпр · 100 · 60 , тенге / т;
Тм · 60 · q · γ
Сткм = См (tдв + t пз) ·100 ,тенге/т-км,
Тм· 60 · Vт · q · γ · β
где См - месячная тарифная ставка водителя третьего класса, тенге;
tпр — время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой в расчете на одну ездку, ч;
Тм — месячный фонд времени водителя;
q— грузоподъемность автомобиля, т;
γ — коэффициент использования грузоподъемности;
tдв — время в движении;
t пз - подготовительно-заключительное время, ч;
Vт — техническая скорость автомобиля, км/ч;
β — коэффициент использования пробега.
Оплата труда водителей, работающих на автомобиле с прицепом, производится по тем же расценкам, что и при работе без прицепа, но за общее количество перевезенных тонн (на автомобиле и прицепе) и за общее количество выполненных т-км.
Кроме зарплаты водителям, как сдельщикам, так и повременщикам, занятым на перевозке грузов, могут быть установлены доплаты и надбавки, предусмотренные трудовым законодательством (за классность, совмещение обязанностей экспедитора или грузчика, за работу в ночное время и др.).
Премирование может производиться за индивидуальные и коллективные результаты работы по следующим показателям:
1) выполнение и перевыполнение месячного, дневного, сменного планов (заданий) по перевозкам или доходам от перевозок;
2) улучшение эксплуатационных показателей (коэффициентов использования пробега, грузоподъемности, сокращения потерь линейного времени и времени простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой);
3) соблюдение графика перевозки грузов и пассажиров и др.
При перевозке массовых навалочных грузов автомобилями-самосвалами широкое применение находит сдельно-премиальная оплата труда водителей, при этом расценка может рассчитываться за каждый рейс на определенное расстояние при условии полного использования номинальной грузоподъемности автомобилей. При применении прицепов размер сдельной расценки может быть увеличен. Для удобства и ускорения расчетов по начислению зарплаты водителям автомобилей-самосвалов на каждом АТП целесообразно иметь заранее заготовленные таблицы, содержащие сдельные расценки за рейс, при разных расстояниях перевозок. Премия может быть установлена за выполнение установленного задания при высоком качестве и в срок.
Расценка на 1 т-км или за 1 км пробега применяется при оплате труда водителей большегрузных автомобилей с универсальным кузовом, осуществляющих доставку груза на большое расстояние. При этом при перевозке ценных грузов устанавливаются доплата водителю за экспедирование данного груза в процентах от тарифной ставки и премия за выполнение установленного задания в срок.
При оплате труда водителей автомобилей, осуществляющих междугородные перевозки грузов, может найти применение повременно-премиальная система, при которой тарифная ставка устанавливается за каждый день при определенном значении пробега за указанный период и коэффициенте использования пробега. При увеличении (снижении) вышеуказанных показателей начисление заработной платы осуществляется пропорционально их фактическому значению. В сумму дневной заработной платы входят оплата подготовительно-заключительного времени, за отработанное время, доплата за экспедирование груза и за перевозку опасных грузов, премия за выполнение установленного задания качественно и в срок.
Широкое распространение в настоящее время получает сдельная система оплаты труда, при которой заработная плата водителя грузового автомобиля начисляется в размере установленного норматива в процентах на 1 тенге. доходов без учета НДС. Данный способ начисления заработной платы предусматривает применение на АТП дифференцированного учета доходов от эксплуатации каждого автомобиля.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.