Роль энергетики в развитии человеческого общества. Эффективность использования и потребления энергии в Республике Беларусь и других странах

Страницы работы

32 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Учреждение образования

«Гомельский государственный технический  университет имени П. О. Сухого»

                                  Кафедра «Экономика и управление в отраслях»

ОСНОВЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

ПРАКТИКУМ по одноименной дисциплине для студентов экономических специальностей  дневной и заочной форм обучения

Электронный аналог печатного издания

ВВЕДЕНИЕ

В проекте «Основные направления энергетической политики Республики Беларусь на период до 2020 года» отмечено, что для Беларуси роль энергетического фактора в обеспечении национальной и экономической безопасности является более значительной, чем для других государств, вследствие недостаточности собственных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).

Это делает экономику республики зависимой по отношению к резким колебаниям цен на энергоресурсы. В то же время затраты на ТЭР на производстве валового внутреннего продукта в республике значительно выше, чем в развитых странах Европы, Америки и Азии.

В этих условиях проблема экономного потребления энергоресурсов при более эффективном использовании закупаемого, производимого и добываемого в республике топлива является одной из первоочередных и актуальных, а также важным приоритетом государственной политики.

Изучение дисциплины «Основы энергосбережения» имеет целью формирование у будущих специалистов необходимого методологического подхода к постановке и решению проблем эффективного использования энергетических ресурсов на основе мирового опыта и государственной политики Республики Беларусь в области энергосбережения.

Основными задачами курса являются: получение студентами необходимых знаний по источникам и способам получения, распределения и потребления энергии; ознакомление с показателями использования энергии; усвоение основных положений законов и нормативно-правовых актов по энергосбережению; изучение форм финансовой поддержки энергосберегающих мероприятий, порядка разработки программ  энергосбережения на разных уровнях управления, нормирования топливно-энергетических ресурсов; ознакомление с методами стимулирования экономии и видами санкций за нерациональное использование ТЭР.

В процессе изучения курса студенты ознакомятся с потенциалом энергосбережения по различным отраслям народного хозяйства, министерствам и ведомствам на период до 2010 года за счет возобновляемых источников энергии, местных видов топлива и вторичных энергетических ресурсов. Студенты изучат системы учета электрической энергии, регулирование и учет тепловой энергии, холодной и горячей воды, газа, а также приборы, применяемые для этих целей; ор-


ганизацию энергоменеджмента и порядок проведения энергоаудита на предприятии; основные направления энергосбережения в быту, промышленных и общественных зданиях и сооружениях; ознакомятся с экологическими последствиями загрязнения окружающей среды за счет сжигания традиционных видов топлива и принимаемыми мерами по снижению выбросов в атмосферу вредных веществ. 

1.  ЗНАЧЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

1.1. Роль энергетики в развитии человеческого общества.

1.2. Эффективность использования и потребления энергии в Республике Беларусь и других странах.

1.3. Сущность энергосбережения. Основные направления энергосберегающей политики Республики Беларусь.

Задача 1. Определить плановые и отчетные показатели электроемкости, теплоемкости и энергоемкости продукции, производительности и электровооруженности труда на предприятии. По результатам расчетов сделать выводы. 

                                                                                     Таблица 1.1

Исходные данные

Показатели

Ед. изм.

План

Отчет

Выпуск продукции

тыс. шт/год

12,0

12,4

Потребление электроэнергии

тыс. кВт.ч/год

16250

15890

Потребление тепловой энергии

Гкал/год

40000

40500

Потребление природного газа

тыс. м3

5000

4900

Численность ППП

чел.

2500

2500

Задача 2. Определить прямые обобщенные энергозатраты предприятия и их структуру, если годовое потребление энергоресурсов составило: 

– электроэнергии – 7698 тыс. кВт·ч; – тепловой энергии – 16000 Гкал; – природного газа – 2655 тыс. м3.

Контрольные вопросы

1.  Какая связь между развитием цивилизации человечества и энергопотреблением?

2.  Какие показатели используются для оценки эффективности использования ТЭР на макроэкономическом уровне?

3.  Какие показатели энергоиспользования применяются на предприятиях?

4.  Что представляют собой прямые обобщенные энергозатраты?

5.  Что понимают под энергетической безопасностью развития экономики?

6.  В чем заключается сущность энергосбережения?

7.  Зачем, по Вашему мнению, менеджеру, инженеру, экономисту знать основы энергосбережения?

8.  Проанализируйте данные энергоемкости ВВП и сделайте выводы [6].

2.  ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

2.1. Энергетические ресурсы и их классификация.

2.2. Учет и соизмерение энергетических ресурсов.

2.3. ВЭР, источники их получения и направления использования.

2.4. Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь.

Задача 1. На предприятии находится 15 т мазута, 17 тыс. м3 природного газа и 20 т торфа 10%-ной влажности. Определить общее количество топлива на предприятии и его структуру.

Задача 2. Определить общий выход горючих ВЭР на предприятии, если часовой выход отработанных масел составляет 8,13 кг/час. Режим работы предприятия – двухсменный; низшая рабочая теплота сгорания отработанных масел (Qрн ) составляет 8100 ккал/кг.

Задача 3. На основании исходных данных, приведенных в табл. 2.1, сравнить два вида топлива по массовому и объемному эквивалентам

Похожие материалы

Информация о работе