1. Введение
Механические устройства, применяемые для передачи энергии от источника к потребителю с изменением угловой скорости или вида движения, смонтированные в отдельном корпусе, называются редукторами. Необходимость введения передачи между двигателем и производственной машиной объясняется тем, что источники энергии (двигатели) обычно работают в режиме высоких угловых скоростей, обеспечивающих им наибольшие мощность, КПД и малые габариты; угловая скорость производственных машин обычно отличается от угловой скорости вала двигателя.
|
Задание 4 Вариант №6
Спроектировать привод механизма поворота крана противопожарной системы.

1. Электродвигатель.
2. Редуктор планетарный.
3. Муфта.
ТВЫХ=20 н∙м
tn=0.15
φ=90º
t=14 ч
Твых – крутящий момент на выходном валу;
φ – угол поворота заслонки крана;
tn – время поворота заслонки крана;
t – ресурс работы привода;
Режим нагружения особо легкий.
|
2.1. Выбор электродвигателя
Расчёт мощности электродвигателя.
Необходимая или потребная мощность приводного электродвигателя при номинальной нагрузке определяется формулой:

РВХ – мощность на входном валу привода.
РВЫХ – мощность на выходном валу привода.
- КПД
двигателя.
- КПД
передач, составляющих привод.
![]()
Твых – крутящий момент на выходном валу.
ωВЫХ – угловая скорость выходного вала.
![]()
nВЫХ – частота вращения выходного вала.

Т – период вращения.

tn – время поворота заслонки крана.


![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
- КПД
планетарной передачи.
- КПД
муфты.
![]()
|

![]()
![]()
Выбираем мощность электродвигателя из стандартных значений.
![]()
Расчёт частоты электродвигателя.
Частоту электродвигателя определяют по формуле:
![]()
Передача имеет свой рациональный диапазон передаточных
отношений. Поэтому целесообразно определить интервал, из которого можно
назначить частоту вращения
,
наиболее полно удовлетворяющую кинематическим особенностям привода.
![]()
- минимальная частота вращения вала двигателя.
- максимальная частота вращения вала двигателя.
Диапазон передаточных отношений для схемы 3К: от 20 до 500.
![]()
![]()
![]()
![]()
Возьмём ![]()
Полученным значениям
и
удовлетворяет двигатель
АИР 63А2/2730.
![]()
2.2. Подбор числа зубьев
Определение действительного общего передаточного отношения.
![]()
![]()

-
передаточное отношение от солнечного колеса “а” к корончатому колесу “е” при
неподвижном колесе “b”.

|
Представим
в виде
диапазона значений от
до
с
отклонением от номинального значения ±5% (передача двухступенчатая).
![]()
Примем ![]()

изменяется
в диапазоне от 3 до 9.

Примем: ![]()
![]()

- окружной модуль колеса
в торцевом сечении.
Уточнение КПД планетарного механизма.
![]()

![]()
![]()

![]()

![]()
![]()

![]()
![]()
|
Рассчитанное КПД больше принятого. Передача удовлетворяет требованиям.
Определим
коэффициент
:



Определим максимальное число сателлитов:


![]()


![]()
Округляем до ближайшего общего меньшего целого
значения, получим
.
|
1. 


2. 


должно
быть кратно 6, а
должно быть
кратно 336.
Возьмём
, тогда
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Проверка:
1) Передаточное отношение редуктора:
|

![]()
2) Условие сносности.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
3) Условие соседства.


![]()


![]()
4) Условие сборки
,
,
кратны
.
2.3. Определение угловых скоростей звеньев.
Воспользуемся методом обращения движения (методом Виллиса).
![]()
![]()


![]()
|



![]()
-
передаточное отношение от солнечного колеса “а” к корончатому колесу “b”
при неподвижном водиле “h”.

![]()


![]()
Знак “-” обозначает, что звенья “а” и “g” вращаются в разные стороны.

![]()
|
3.1. Выбор материала и термообработки зубчатых колес редуктора
Принимая во внимание легкий режим работы передачи и ее малый ресурс, примем материалы: для сателлита – сталь 45, термообработка – улучшение (280 – 380 НВ); для корончатых колес – сталь 45, термообработка – нормализация (180-220 НВ).
3.2. Выбор допускаемых контактных напряжений
Расчёт будем вести для тихоходной ступени “e-f”.
Допускаемое контактное напряжение определяют при проектировочном расчете по формуле:

-
предел контактной выносливости поверхностей зубьев, соответствующий базовому
числу циклов напряжений.
-
коэффициент безопасности, интегрально учитывающий приближенный характер метода
расчета.
-
коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима нагружения
передачи.
Сателлит f.

![]()
![]()
![]()
- для колес с
однородной структурой материал.

- базовое число
циклов напряжений, соответствующее пределу выносливости.
- расчетное число циклов нагружения каждого зуба колеса.
![]()
![]()
![]()
|
![]()
- коэффициент эквивалентности по циклам.
-
режим нагрузки особо лёгкий.
![]()
- относительная частота
вращения рассчитываемого колеса.
- число колес,
находящихся в зацеплении с рассчитываемым.
- ресурс работы передачи.


![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()

![]()
Так как структура материала однородная, принимаем
.

![]()
Корончатое колесо “e”.

![]()
![]()
![]()
- для колес с
однородной структурой материал.

![]()
|
![]()
![]()
-
режим нагрузки особо лёгкий.
![]()


![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()

![]()

![]()
Передача прямозубая, принимаем меньшее значение.
![]()
3.3 Выбор допускаемых напряжений изгиба.

-
предел выносливости при “отнулевом” цикле нагружения.
-
коэффициент безопасности.
-
коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки.
-
коэффициент долговечности.
Сателлит ![]()
![]()
![]()
|
![]()
-
коэффициент учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых
-
коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса.
![]()
=1 –
для поковок и штамповок.
![]()
![]()
- при
одностороннем действии нагрузки.

-
базовое число циклов перемены напряжений.
-
эквивалентное число циклов.
![]()
![]()
- для
особо лёгкого режима нагрузки.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()

![]()

![]()
Корончатое колесо “е”
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
|
![]()
![]()
- при
одностороннем действии нагрузки.

-
базовое число циклов перемены напряжений.
-
эквивалентное число циклов.
![]()
![]()
- для
особо лёгкого режима нагрузки.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()

![]()

![]()
Дальнейший расчёт следует вести для зубьев того из
колёс, для которого отношение
меньше.
-
коэффициент, учитывающий форму зуба.
Для колёс внешнего зацепления

-
эквивалентное число зубьев.
- для
прямозубых цилиндрических колёс.

![]()
|


![]()




Дальнейший расчёт будем вести для сателлита “
”
3.4 Определение вращающих моментов на основных звеньях передачи
Запишем уравнение статики и уравнение энергетического баланса для планетарной передачи.
![]()
![]()
Угловая скорость корончатого колеса “b” равна нулю. Поэтому уравнение энергетического баланса запишется в виде.
![]()

- без
учёта потерь на трение.
С учётом потерь

- КПД
при передаче момента от звена “a” к звену “e”.
![]()
|
![]()

![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
3.5 Расчёт зубчатых колёс на контактную выносливость.

- для
прямозубых передач.
-
передаточное число рассчитываемой зубчатой пары при остановленном
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.