1. Введение
Механические устройства, применяемые для передачи энергии от источника к потребителю с изменением угловой скорости или вида движения, смонтированные в отдельном корпусе, называются редукторами. Необходимость введения передачи между двигателем и производственной машиной объясняется тем, что источники энергии (двигатели) обычно работают в режиме высоких угловых скоростей, обеспечивающих им наибольшие мощность, КПД и малые габариты; угловая скорость производственных машин обычно отличается от угловой скорости вала двигателя.
|
Задание 4 Вариант №6
Спроектировать привод механизма поворота крана противопожарной системы.
1. Электродвигатель.
2. Редуктор планетарный.
3. Муфта.
ТВЫХ=20 н∙м
tn=0.15
φ=90º
t=14 ч
Твых – крутящий момент на выходном валу;
φ – угол поворота заслонки крана;
tn – время поворота заслонки крана;
t – ресурс работы привода;
Режим нагружения особо легкий.
|
2.1. Выбор электродвигателя
Расчёт мощности электродвигателя.
Необходимая или потребная мощность приводного электродвигателя при номинальной нагрузке определяется формулой:
РВХ – мощность на входном валу привода.
РВЫХ – мощность на выходном валу привода.
- КПД двигателя.
- КПД передач, составляющих привод.
Твых – крутящий момент на выходном валу.
ωВЫХ – угловая скорость выходного вала.
nВЫХ – частота вращения выходного вала.
Т – период вращения.
tn – время поворота заслонки крана.
- КПД планетарной передачи.
- КПД муфты.
|
Выбираем мощность электродвигателя из стандартных значений.
Расчёт частоты электродвигателя.
Частоту электродвигателя определяют по формуле:
Передача имеет свой рациональный диапазон передаточных отношений. Поэтому целесообразно определить интервал, из которого можно назначить частоту вращения , наиболее полно удовлетворяющую кинематическим особенностям привода.
- минимальная частота вращения вала двигателя.
- максимальная частота вращения вала двигателя.
Диапазон передаточных отношений для схемы 3К: от 20 до 500.
Возьмём
Полученным значениям и удовлетворяет двигатель АИР 63А2/2730.
2.2. Подбор числа зубьев
Определение действительного общего передаточного отношения.
- передаточное отношение от солнечного колеса “а” к корончатому колесу “е” при неподвижном колесе “b”.
|
Представим в виде диапазона значений от до с отклонением от номинального значения ±5% (передача двухступенчатая).
Примем
изменяется в диапазоне от 3 до 9.
Примем:
- окружной модуль колеса в торцевом сечении.
Уточнение КПД планетарного механизма.
|
Рассчитанное КПД больше принятого. Передача удовлетворяет требованиям.
Определим коэффициент :
Определим максимальное число сателлитов:
Округляем до ближайшего общего меньшего целого значения, получим .
|
1.
2.
должно быть кратно 6, а должно быть кратно 336.
Возьмём , тогда
Проверка:
1) Передаточное отношение редуктора:
|
2) Условие сносности.
3) Условие соседства.
4) Условие сборки
, , кратны .
2.3. Определение угловых скоростей звеньев.
Воспользуемся методом обращения движения (методом Виллиса).
|
- передаточное отношение от солнечного колеса “а” к корончатому колесу “b” при неподвижном водиле “h”.
Знак “-” обозначает, что звенья “а” и “g” вращаются в разные стороны.
|
3.1. Выбор материала и термообработки зубчатых колес редуктора
Принимая во внимание легкий режим работы передачи и ее малый ресурс, примем материалы: для сателлита – сталь 45, термообработка – улучшение (280 – 380 НВ); для корончатых колес – сталь 45, термообработка – нормализация (180-220 НВ).
3.2. Выбор допускаемых контактных напряжений
Расчёт будем вести для тихоходной ступени “e-f”.
Допускаемое контактное напряжение определяют при проектировочном расчете по формуле:
- предел контактной выносливости поверхностей зубьев, соответствующий базовому числу циклов напряжений.
- коэффициент безопасности, интегрально учитывающий приближенный характер метода расчета.
- коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима нагружения передачи.
Сателлит f.
- для колес с однородной структурой материал.
- базовое число циклов напряжений, соответствующее пределу выносливости.
- расчетное число циклов нагружения каждого зуба колеса.
|
- коэффициент эквивалентности по циклам.
- режим нагрузки особо лёгкий.
- относительная частота вращения рассчитываемого колеса.
- число колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым.
- ресурс работы передачи.
Так как структура материала однородная, принимаем .
Корончатое колесо “e”.
- для колес с однородной структурой материал.
|
- режим нагрузки особо лёгкий.
Передача прямозубая, принимаем меньшее значение.
3.3 Выбор допускаемых напряжений изгиба.
- предел выносливости при “отнулевом” цикле нагружения.
- коэффициент безопасности.
- коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки.
- коэффициент долговечности.
Сателлит
|
- коэффициент учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых
- коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса.
=1 – для поковок и штамповок.
- при одностороннем действии нагрузки.
- базовое число циклов перемены напряжений.
- эквивалентное число циклов.
- для особо лёгкого режима нагрузки.
Корончатое колесо “е”
|
- при одностороннем действии нагрузки.
- базовое число циклов перемены напряжений.
- эквивалентное число циклов.
- для особо лёгкого режима нагрузки.
Дальнейший расчёт следует вести для зубьев того из колёс, для которого отношение меньше.
- коэффициент, учитывающий форму зуба.
Для колёс внешнего зацепления
- эквивалентное число зубьев.
- для прямозубых цилиндрических колёс.
|
Дальнейший расчёт будем вести для сателлита “”
3.4 Определение вращающих моментов на основных звеньях передачи
Запишем уравнение статики и уравнение энергетического баланса для планетарной передачи.
Угловая скорость корончатого колеса “b” равна нулю. Поэтому уравнение энергетического баланса запишется в виде.
- без учёта потерь на трение.
С учётом потерь
- КПД при передаче момента от звена “a” к звену “e”.
|
3.5 Расчёт зубчатых колёс на контактную выносливость.
- для прямозубых передач.
- передаточное число рассчитываемой зубчатой пары при остановленном
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.