Понятие и сущность инноваций. Основные понятия и определения инновационного менеджмента. Формы инновационного процесса

Страницы работы

36 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Основные понятия и определения инновационного менеджмента

План лекции

  • Понятие и сущность инноваций.
  • Инновационный процесс.
  • Классификация инноваций.
  • Инновационная деятельность.

2

Понятие и сущность инноваций

  • 30-е гг. XX в. - Й. Шумпетер: основу экономического роста составляют нововведения.
  • Типичные изменения (по Й. Шумпетеру):
  • 1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
  • 2) внедрение продукции с новыми свойствами;
  • 3) использование нового сырья;
  • 4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • 5) появление новых рынков сбыта.

3

Понятие и сущность инноваций

Таблица 1 – Определение инновации

4

Понятие и сущность инноваций

Таблица 1 – Определение инновации

5

Понятие и сущность инноваций

  • Таким образом, в приведенных определениях четко прослеживаются две точки зрения на инновацию:
  • результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т. д.;
  • процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих.

6

Понятие и сущность инноваций

Международные документы, вырабатывающие международный стандарт понятия инноваций и их классификации: ОЭСР: Практический стандарт для обзоров в области исследований и экспериментального развития. Руководство Фраскати, 2002. ОЭСР: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Руководство Осло, 2010. ОЭСР: Людские ресурсы в области науки и техники. Пособие Канберры, OECD/GD(95)77.

7

Понятие и сущность инноваций

  • Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.
  • Новшества могут оформляться в виде:
  • открытий;
  • изобретений;
  • патентов;
  • товарных знаков;
  • рационализаторских предложений;
  • ноу-хау;
  • научных подходов и др.

8

Понятие и сущность инноваций

Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией. Инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью изменения какого-либо объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического и другого вида эффекта.

9

Понятие и сущность инноваций

Выделяют три составляющих нововведения: - потребность (набор функций к выполнению); - концепция (новая идея, удовлетворяющая потребность); - компоненты (знания, материалы и технологии). Открытие - это установление неизвестных объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания. Изобретение - это новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного и экономического строительства и обороны страны, дающее положительный эффект.

10

Понятие и сущность инноваций

  • Подходы к изучению инноваций:
  • 1) Объектный подход: в качестве инновации выступает объект – результат НТП (новая техника, технология).
  • 2) Процессный подход: в качестве инновации выступает комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей.
  • 3) Объектно-утилитарный подход:
  • - в качестве инновации рассматривается объект – новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники;
  • - утилитарная сторона нововведения – способность удовлетворять общественные потребности с бОльшим социальным эффектом.

11

Понятие и сущность инноваций

  • Подходы к изучению инноваций (продолжение):
  • 4) Процессно-утилитарный подход: инновация рассматривается как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.
  • 5) Процессно-финансовый подход: под инновацией понимается процесс инвестирования в инновации, вложения средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

12

Понятие и сущность инноваций

Факторы, вызывающие инновации: - стремление производить новые товары; - конкуренция; - воздействие потребителей; - новые знания; - блестящая идея. Факторы, способствующие инновациям: 1. внутренние: - неожиданная удача; - неожиданная неудача. 2. внешние: - несоответствие между реальностью и представлениями о ней; - демографические изменения; - изменения в ценностных установках; - потребность технологического процесса.

13

Понятие и сущность инноваций

Особенности инноваций, основанных на знаниях: 1) тщательный анализ всех необходимых факторов; 2) жесткая рыночная привязка вновь созданного продукта, т.е. разработка должна подкрепляться созданием «своего» рынка; 3) новатор должен использовать в своей деятельности элементы предпринимательского управления. Выводы по инновациям, основанным на знаниях: 1) время работает против инноватора; 2) жесткая конкуренция; 3) цикличность деятельности; 4) длительный период выхода на самоокупаемость; 5) воспринимаемость; 6) тщательная подготовка рекламной кампании; 7) наибольший риск связан с инновациями, основанными на самых последних научно-технических достижениях; 8) чем выше риск, тем больше потенциальное вознаграждение.

14

Понятие и сущность инноваций

Признаки инноваций

Производственная применимость

Научно-техническая новизна

Коммерческая реализуемость

15

Понятие и сущность инноваций

Функции инноваций

16

Понятие и сущность инноваций

Инновационная продукция - результат внедрения продуктовых инноваций, новые (вновь внедренные) или подвергшейся усовершенствованию изделия, а также изделия, производство которых основано на новых или значительно усовершенствованных методах (прочая инновационная продукция).

17

Инновационный процесс

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация проходит стадии от идеи о конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс имеет циклический характер. В общем виде его можно представить следующим образом: ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб, где ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование; ПИ – прикладные исследования; Р – разработка; Пр – проектирование; С – строительство; ОС – освоение; ПП – промышленное производство; М – маркетинг; Сб – сбыт.

18

Инновационный процесс

Таблица 2 – Стадии инновационного процесса

19

Инновационный процесс

Формы инновационного процесса: - простой внутриорганизационный – создание и использование новшества внутри одной и той же организации; - простой межорганизационный – новшество выступает как предмет купли-продажи; - расширенный межорганизационный – создание новых производителей нововведения, что ведет к нарушению монополии производителя-пионера и через взаимную конкуренцию обеспечивает совершенствование потребительских свойств выпускаемого товара.

20

Инновационный процесс

Таблица 3 – Теория длинных волн Н. Кондратьева

21

Классификация инноваций

Классификация инноваций: 1. По предмету: продуктовые, процессные, организационные, маркетинговые

Похожие материалы

Информация о работе