Основные понятия и определения инновационного менеджмента
План лекции
2
Понятие и сущность инноваций
3
Понятие и сущность инноваций
Таблица 1 – Определение инновации
4
Понятие и сущность инноваций
Таблица 1 – Определение инновации
5
Понятие и сущность инноваций
6
Понятие и сущность инноваций
Международные документы, вырабатывающие международный стандарт понятия инноваций и их классификации: ОЭСР: Практический стандарт для обзоров в области исследований и экспериментального развития. Руководство Фраскати, 2002. ОЭСР: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Руководство Осло, 2010. ОЭСР: Людские ресурсы в области науки и техники. Пособие Канберры, OECD/GD(95)77.
7
Понятие и сущность инноваций
8
Понятие и сущность инноваций
Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией. Инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью изменения какого-либо объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического и другого вида эффекта.
9
Понятие и сущность инноваций
Выделяют три составляющих нововведения: - потребность (набор функций к выполнению); - концепция (новая идея, удовлетворяющая потребность); - компоненты (знания, материалы и технологии). Открытие - это установление неизвестных объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания. Изобретение - это новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного и экономического строительства и обороны страны, дающее положительный эффект.
10
Понятие и сущность инноваций
11
Понятие и сущность инноваций
12
Понятие и сущность инноваций
Факторы, вызывающие инновации: - стремление производить новые товары; - конкуренция; - воздействие потребителей; - новые знания; - блестящая идея. Факторы, способствующие инновациям: 1. внутренние: - неожиданная удача; - неожиданная неудача. 2. внешние: - несоответствие между реальностью и представлениями о ней; - демографические изменения; - изменения в ценностных установках; - потребность технологического процесса.
13
Понятие и сущность инноваций
Особенности инноваций, основанных на знаниях: 1) тщательный анализ всех необходимых факторов; 2) жесткая рыночная привязка вновь созданного продукта, т.е. разработка должна подкрепляться созданием «своего» рынка; 3) новатор должен использовать в своей деятельности элементы предпринимательского управления. Выводы по инновациям, основанным на знаниях: 1) время работает против инноватора; 2) жесткая конкуренция; 3) цикличность деятельности; 4) длительный период выхода на самоокупаемость; 5) воспринимаемость; 6) тщательная подготовка рекламной кампании; 7) наибольший риск связан с инновациями, основанными на самых последних научно-технических достижениях; 8) чем выше риск, тем больше потенциальное вознаграждение.
14
Понятие и сущность инноваций
Признаки инноваций
Производственная применимость
Научно-техническая новизна
Коммерческая реализуемость
15
Понятие и сущность инноваций
Функции инноваций
16
Понятие и сущность инноваций
Инновационная продукция - результат внедрения продуктовых инноваций, новые (вновь внедренные) или подвергшейся усовершенствованию изделия, а также изделия, производство которых основано на новых или значительно усовершенствованных методах (прочая инновационная продукция).
17
Инновационный процесс
Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация проходит стадии от идеи о конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс имеет циклический характер. В общем виде его можно представить следующим образом: ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб, где ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование; ПИ – прикладные исследования; Р – разработка; Пр – проектирование; С – строительство; ОС – освоение; ПП – промышленное производство; М – маркетинг; Сб – сбыт.
18
Инновационный процесс
Таблица 2 – Стадии инновационного процесса
19
Инновационный процесс
Формы инновационного процесса: - простой внутриорганизационный – создание и использование новшества внутри одной и той же организации; - простой межорганизационный – новшество выступает как предмет купли-продажи; - расширенный межорганизационный – создание новых производителей нововведения, что ведет к нарушению монополии производителя-пионера и через взаимную конкуренцию обеспечивает совершенствование потребительских свойств выпускаемого товара.
20
Инновационный процесс
Таблица 3 – Теория длинных волн Н. Кондратьева
21
Классификация инноваций
Классификация инноваций: 1. По предмету: продуктовые, процессные, организационные, маркетинговые
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.