Методологические основы
инновационного менеджмента
План лекции
-
Понятие и содержание инновационного менеджмента.
-
Задачи и функции инновационного менеджмента.
-
Социально-психологические аспекты инновационного менеджмента.
2
Понятие и содержание инновационного менеджмента
-
Инновационный менеджмент (ИМ) – это самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение любой организационной структурой достижения инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
-
Аспекты понятия «инновационный менеджмент»:
-
как наука и искусство управления – базируется на теоретических положениях общего менеджмента;
-
как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений – совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями;
-
как аппарат управления инновациями – предполагает структурное оформление инновационной сферы.
3
Понятие и содержание инновационного менеджмента
-
Этапы развития инновационного менеджмента:
-
Факторный подход – рассмотрение науки и техники как важнейших факторов развития экономического потенциала страны;
-
Функциональный подход – инновационный менеджмент рассматривается как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений;
-
Системный подход – рассмотрение инновационного предприятия как сложной организационной системы, состоящей из совокупности элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных и экзогенных факторов развития;
-
Ситуационный подход – синтезирует достижения 1-3 для конкретных инновационных ситуаций.
4
Понятие и содержание инновационного менеджмента
-
Цель ИМ – обеспечение долгосрочного функционирования инновационного предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции.
-
Задачи (эндогенный аспект):
-
Выработка стратегической инновационной концепции;
-
Определение тематических направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;
-
Построение организационной структуры;
-
Планирование производственных процессов и реализации инновационной продукции;
-
Подбор и расстановка кадров;
-
Календарное распределение работ;
-
Мотивация интеллектуального труда.
5
Задачи и функции инновационного менеджмента
-
Задачи (экзогенный аспект):
-
Формирование долгосрочных и краткосрочных целей инновационной деятельности;
-
Маркетинговые исследования;
-
Учет экологической ситуации и планирование природоохранных мероприятий;
-
Бенчмаркинг инноваций;
-
Организация кооперации в инновационных программах;
-
Учет потребительского спроса и объективных тенденций НТП.
6
Задачи и функции инновационного менеджмента
Под функцией инновационного менеджмента понимается относительно обособленное направление управленческой деятельности, позволяющее осуществлять определенные управляющие воздействия на инновационный процесс.
Рисунок 1 – Система функций инновационного менеджмента
7
Задачи и функции инновационного менеджмента
-
Рисунок 2 – Предметные функции инновационного менеджмента
Цели и задачи
объекта управления
Анализ производственной
деятельности
Планирование (про-
изводственная программа)
Регулирование
хода производ-
ства
Организация работы
Контроль выполнения производственной программы
Координация
Мотивация
Оперативный учет
Производственный процесс продукт
Внешнее и внутреннее воздействие
8
Задачи и функции инновационного менеджмента
Рисунок 3 – Взаимосвязь предметных функций ИМ
Формирование целей инноваций
Плановые задания, проекты
Планирование
инноваций
Формы организации инноваций
Организация
инноваций
Контроль инноваций
Обратная свзь
9
Задачи и функции инновационного менеджмента
Функции ИМ:
1. Предметные – определяют содержание процесса управления инновациями.
1) формирование целей инновационной деятельности.
Цель в ИМ – это требуемое или желаемое состояние инновационной системы в планируемом периоде, выраженное совокупностью характеристик.
2) планирование инноваций – обоснованное формирование основных направлений и пропорций инновационной деятельности в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынках.
10
Задачи и функции инновационного менеджмента
-
Функции ИМ (продолжение):
-
Планирование инноваций включает в себя:
-
детализацию целей ИП и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей;
-
установление состава реализуемых проектов; - распределение заданий по участникам инновационных проектов;
-
определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации отдельных работ и создание условий для выполнения заданий, установленных на каждый период времени.
11
Задачи и функции инновационного менеджмента
-
Функции ИМ (продолжение):
-
Задачи планирования инноваций:
-
Структуризация целей инновационной деятельности и доведение их до отдельных исполнителей;
-
формирование программ мероприятий, научных, технических и производственных задач, решение которых обеспечит достижение установленных целей развития;
-
временная и пространственная взаимосвязь отдельных целей, подцелей, мероприятий и исполнителей;
-
оценка материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для реализации принятых инновационных программ;
-
регулирование хода выполнения работ по инновационным проектам.
12
Задачи и функции инновационного менеджмента
Функции ИМ:
1. Предметные (продолжение):
3) организация – обеспечение выполнения плановых заданий с целью