имитационная стратегия – технологическая идея уже известна рынку, но используется впервые самой организацией.
2. Пассивная (маркетинговая) стратегия – инновации в области маркетинга:
- дифференциация товара;
- сегментация товара;
- нововведения в области форм и методов сбыта продукции, коммуникационной политики.
.
12
Виды инновационных стратегий
1. Стратегия технологического лидерства.
Особенности:
1) инвестирование значительного объема средств в RD;
2) исследования носят не только прикладной, но и фундаментальный характер;
3) необходимость создания стратегических альянсов в области НИОКР с другими научно-техническими организациями;
4) создание венчурных подразделений внутри организации.
Недостаток - высокая степень риска и неопределенности.
3 типа неопределенности:
- технологическая;
- рыночная;
- деловая.
13
Виды инновационных стратегий
2. Имитационные стратегии.
1) стратегия следования за лидером.
Особенности:
- выпуск не точной копии продукции лидера, а ее дифференцированного улучшенного варианта;
- активное финансирование НИОКР;
- наличие мощной производственной базы;
- наличие уникального опыта в области маркетинговой деятельности.
Фактор успеха – узнаваемость и высокая репутация корпоративного бренда.
Преимущество – минимизация риска и неопределенности, с которыми сталкиваются лидеры.
14
Виды инновационных стратегий
2) стратегия «копирования» - приобретение лицензии на право производства и коммерциализации нового товара либо «лидера», либо «последователя» и производство точной копии продукта.
Условия:
- отсутствие сильной базы НИОКР;
- наличие возможностей массового внедрения продукта в производство;
- значительный потенциал в области продвижения продукта и маркетинговой деятельности.
Преимущество – экономия на исследованиях и фокусирование на изучении реакции рынка на новый товар.
15
Виды инновационных стратегий
3) стратегия «зависимости» – фирма полностью признает свою второстепенную роль по отношению к лидеру и внедряет инновации только по требованию потребителей и фирмы-«лидера».
4) стратегия «усовершенствования» – принятие необходимости усовершенствования товара с главной целью снижения его себестоимости:
автоматизация производства;
формирование тесных взаимовыгодных отношений с поставщиками;
организация переработки и вторичного использования отходов.
16
Виды инновационных стратегий
2. Маркетинговые стратегии.
1) дифференциация продукта – придание товару особых свойств надежности, долговечности, экологичности и создание тем самым определенной положительной репутации и имиджа на рынке.
2) сегментация – удовлетворение нужд и потребностей отдельных сегментов рынка.
3) инновации в области сбытовой, ценовой и коммуникационной политики.
4) социальный маркетинг.
Метод - формирование образа компании, ориентированной на нужды общества:
- позиционирование продукции как высокоэкологичной;
- участие в благотворительных актах, учреждение социальных фондов, политика управления персоналом;
- дифференцирование продукции как социально полезной.
Типы стратегий по типу стратегического конкурентного инновационного поведения
1 виолентное - крупные компании, осуществляющие массовое производство, выходящие на массовый рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающие конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба;
2 патиентное - приспособление к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;
3 эксплерентное - выход на рынок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рынка;
4 коммутантное - приспособление к условиям спроса местного рынка, заполнение ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоение новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитация новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей.
- лицензионная - предприятие основывает свою деятельность в области НИОКР на приобретении исследовательских лицензий на результаты исследований и разработок научно-технических или других организаций;
- исследовательского лидерства - нацелена на достижение долговременного пребывания предприятия на передовых позициях в области определенных НИОКР;
- НИОКР жестко привязаны к циклам жизни выпускаемых продуктов и применяемых предприятием процессов;
23
Виды инновационных стратегий
Классификация стратегий по Л.Г. Кудинову
1. стратегии проведения НИОКР (продолжение):
- параллельной разработки - предполагает приобретение технологической лицензии на готовый продукт либо процесс;
- опережающей наукоемкости - стремление повысить наукоемкость продукции