6. Что такое тактика, политика, процедура и правила?
7. Проведите оценку стратегического плана.
8. Что такое делегирование, ответственность и полномочия?
9. В чем заключается эффективное распределение полномочий?
10. Что такое власть и влияние? Каковы формы власти и влияния?
11. В чем заключается сущность мотивации?
12. Содержательные теории мотивации, применение их на практике.
13. Каково основное содержание процессуальных теорий мотивации?
14. В чем заключается сущность и необходимость контроля?
15. Предварительный контроль, его основное значение и содержание.
16. Текущий контроль, его основное значение и содержание.
17. Заключительный контроль, его основное значение и содержание.
18. Процесс контроля, назовите этапы процесса контроля.
19. Каковы поведенческие аспекты контроля?
Библиография
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Высшая школа, 2002.
2. Вялков А.И., Райзберг Б.А., Шиленко Ю.В. Управление и экономика здравоохранения: Учебн. Пособие / Под ред. А.И. Вялкова. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.
3. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». - 2-е изд.. изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2001.
4. Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред.М.М. Максимцова. - М.: ЮНИТИ, 1998.
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 2002.
6. Робине Стивен П., Коултер Мэри. Менеджмент / Пер. с англ. - 6-е изд. - М.: Изд. Дом «Вильяме», 2002.
7. Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Демьянова JI.M. Экономика и управление здравоохранением: Учебное пособие, изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
8. Управление здравоохранением: Учебник / Под ред. В.З. Кучеренко. - М.: ТЕИС, 2001.
9. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю.А. Цыпина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
4.1. Коммуникационные процессы управления
4.1.1. Коммуникации в медсестринском менеджменте
Медицинские работники обычно считают, что способны хорошо общаться с людьми. Однако исследователи (Eastwood С., 1995) пришли к выводу, что общение происходит не столь эффективно, как могло бы. Медицинские сестры и руководители сестринских служб считают необходимым проводить больше времени в общении с пациентами, однако этому мешает их загруженность. В то же время известно, что эффективные коммуникации способствуют выздоровлению пациента, особенно если он получает адекватную и компетентную информацию об ожидаемых результатах лечения.
Руководители сестринских служб вообще тратят большую часть своего рабочего времени на какие-либо коммуникации. Они общаются с пациентами и их семьями, медсестрами и врачами, другим персоналом ЛПУ, посетителями. Как руководителю, медсестре-менеджеру ежедневно приходится демонстрировать эффективные методы обмена информацией внутри коллектива и вне его. Следовательно, ей очень важно понимать сущность коммуникационного процесса, владеть навыками эффективного общения.
Коммуникации (лат. «communis» — «общий») - процесс общения людей, затрагивающий межличностные взаимоотношения, заключается в передаче информации, значения и смысла с помощью символов и зависит от ценностей, культуры, убеждений (таблица 4.1).
Межличностная коммуникация представляет собой процесс, состоящий из последовательных этапов и стадий.
Отправление |
Кодирование |
Получение |
Декодирование |
Обратная связь |
Тип коммуникаций |
Этапы процесса коммуникации |
Коммуникационные каналы |
Межличностные Письменные Формальные Неформальные Вертикальные Горизонтальные Восходящие Нисходящие Вербальные Невербальные |
Отбор информации Зарождение идеи Выбор канала передачи Кодирование Передача сообщения Восприятие сообщения Декодирование сообщения Интерпретация послания получателем Реализация сообщения Обратная связь |
Устная передача Совещания, конференции, планерки Телефонные переговоры Письменная передача Служебные записки, приказы, распоряжения Отчеты Электронная почта Компьютерные сети Телевидеоконференцсвязь |
Все формы связи требуют наличия следующих компонентов: отправитель, сообщение, канал для передачи сообщения и получатель, который интерпретирует сообщение и дает на него ответ (рис. 4.1).
Отправитель - это человек, который составляет или генерирует сообщение.
На сообщение оказывают влияние культура, знания и чувства отправителя. При составлении сообщения менеджер должен принимать во внимание цель, содержание, важность и ожидаемую реакцию на сообщение.
После того как определено содержание сообщения, необходимо выбрать надлежащий канал передачи. Форма канала связи может быть различной. В качестве такого канала может выступать телефон, письменный документ, факс, электронная почта, информация на совещании, почтовое сообщение, беседа при личной встрече или другой способ передачи информации, позволяющий получателю интерпретировать сообщение. При выборе канала связи менеджер должен учитывать возможности получателя. Например, если получатель, которому адресуется сообщение, имеет какие-либо нарушения органов чувств, скажем зрения или слуха, то отправитель должен выбрать такой канал связи, который будет соответствовать способности получателя принять и понять сообщение.
При передаче сообщения отправитель должен преодолеть всевозможные помехи, которые могут возникнуть в канале связи. Причинами искажения сообщения могут стать недостаточно ясно
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.