Производство кускового торфа на месторождениях малой мощности
1. Развитие добычи кускового тофа
В середине ХIХ века рядом изобретателей предприняты попытки применения различных конструкций машин для добычи кускового торфа. Одной из них являлась торфорезательная машина Бржозовского, которая использовалась на прибалтийских торфоразработках. В 1853
г. "Вольное Экономическое Общество" для пропаганды добычи торфа с помощью этих машин приобрело одну "торфорезку" Бржозовского для добычи торфа из-под воды на Глухоозерской торфяной ферме. Однако из-за наличия большого количества пней машина часто ломалась, и первые производственные опыты закончились неудачей. В 1861-1863
гг. под Петербургом торфмейстером Ф.Ф. Неандером была вновь предпринята попытка использовать машину Бржозовского [1], но широкого применения эта машина не получила. В дальнейшем торфорезательные машины такого типа применялись очень редко.
В начале 50-х годов в Финляндии появились кадочные торфоперерабатывающие машины , работающие по принципу, предложенному
И.Ф. Гофманом [2]. Используя накопленный опыт, русские изобретатели и конструкторы разработали новые конструкции аналогичных машин, которые стали изготовляться на заводах. Кадушечные машины
(кадушки) были широко распространены на торфоразработках до 20-х годов ХХ века.
В самом начале 60-х годов на прибалтийских торфоразработках появилась торфоперербатывающая машина Шликейзена , которая по своей конструкции была новым поколением торфяных машин (прессов)
и представляла собой винтовой лопастной шнек с контрножами.
Машина могла приводиться в движение с помощью конного привода или локомобиля, что было принципиально новым техническим решением. Масса машины около 960 кг. Обслуживали машину 4 человека. В
связи с использованием машины Шликейзена была применена новая технология. Торфяная залежь вначале вспахивалась конным плугом, затем, смотря по состоянию погоды, 1 или 2 раза подвергалась боронованию. После этого разрыхленный торф перевозился по рельсам к машине и сваливался в воронку пресса. Переработанная торфяная масса выходила из формовального мундштука в виде бруса. Торфяная лента разрезалась на кирпичи и отвозилась на поля сушки. Такая технология именовалась в России как "датский способ".
Следует отметить, что машина Шликейзена первоначально предназначалась для кирпичного производства. Применение ее на переработке торфяной массы позволило выявить много недостатков. в 1863
г. на торфоразработках близ Перного уже проводилась работа по ее усовершенствованию.
Машина (пресс) Шликейзена оказалась наиболее эффективной и начиная с 70-х годов нашла широкое применение на торфоразработках. Накопленный опыт позволил провести различные усовершенствования этой машины, а также послужил основой для создания новых конструкций торфоперерабатывающих прессов, как наклонных, горизонтальных, вертикальных, так и одновальных и двухвальных.
В 20-х годах ХХ века на торфопредприятиях использовались различные торфоперерабатывающие машины (прессы) Анрепа, Анрепа-Бочарова, Анрепа-Коппеля, Анрепа-Синева, Богданова, Бонафеде-Колонина, Вебера, Воскресенского, Виланде, Гендуне, Грациан и
Пио, Демидова, Дениса, Дольберга, Зубрилкина, Кольберга, Коспельского, Лухта, Ляуданского, Рогова, Рейтарова, Титова-Беляева.
Все существующие агрегаты для переработки и формования торфяной массы были основаны на одних и тех же принципах и существенно не отличались друг от друга. К началу этого периода окончательно сформировалось название торфоперерабатывающих машин, и их повсеместно стали именовать прессами.
К этому времени все прессы подразделялись на две группы: одновальные и двухвальные с дробителями и без дробителей и представляли собой широко распространенные сегодня в различных отраслях промышленности одно- и двухвальные лопастные смесители с устройствами для перерезания волокнистой составлияющей - подвижными и неподвижными ножами. Для транспортировки торфа в прессы использовались скребковые транспортеры-элеваторы Зубрилкина, Коппеля,
Гендуне и другие конструкции, которые также принципиально не отличались между собой. Общая длина транспортера составляла 10-15 м в зависимости от глубины залежи.
В качестве силовой установки в основном применялись локомобили мощностью 12-16 л.с., и только на двух разработках был внедрен электропривод. Конструктивное сочетание локомобиля, пресса и элеватора, расположенных на основной раме с железнодорожным ходом явилось основой дальнейшего развития элеваторных машин,а также различных торфодобывающих агрегатов.
Машину обслуживали до 32 мужчин, в том числе 12-14 карьерщиков, и до 20 женщин на сушке торфа. Средняя дневная производительность колебалась от 34000 до 45570 кирпичей на машину, сезонная - составляла 6000-8500 т [3].
Стремясь механизировать добычу торфа, отдельные изобретатели и конструкторы предлагали довольно оригинальные по тому времени конструкции машин, заменявшие в первую очередь тяжелый труд карьерщиков. К ним относятся машины Шварцкофа и Дзирне, Шликейзена,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.