Производство кускового торфа на месторождениях малой мощности. Развитие добычи кускового торфа. Суммарная мощность всех приводов торфодобывающих машин, страница 2

Штренге,  Экелунда, Зеленая, Панкратова, Классона и Кирпичникова.

Для  транспорта сформованных кирпичей на поля стилки наряду с вагонетной откаткой предлагалось использовать канатные транспортеры системы Персона.

Несмотря на отдельные попытки механизировать добычу торфа, в целом  данная  отрасль  могла  классифицироваться как ремесленное производство.

На 130  торфоразработках  эксплуатировалось  924 элеваторные машины,  из них 818 с приводом от локомобиля, 106 с электроприводом,  и  140 "кадушек" с конным приводом,  а также различные устройства для резки и формовки торфяных кирпичей.

На торфоразработках России работало около 70 тыс. человек, в том числе на добыче около 30 тыс.

Суммарная мощность  всех приводов торфодобывающих машин составляла 11538 кВт.  Энерговооруженность одного работающего на добыче торфа была 0,4 кВт.

Первые попытки механизировать экскавацию торфа-сырца в  России относятся к 1921 г., когда механик торфопредприятия "Каданок"

Н.С. Панкратов предложил установить на раме элеваторной установки четырехрядную ковшовую цепь.  Машина была названа самогребом системы Панкратова.  В 1925 г.  на торфоразработке "Пустынское"  был пущен в работу многоковшовый экскаватор системы Бирюкова с шестирядной ковшовой цепью,  в качестве основы была использована  рама элеваторной установки.

В 1927 г. Инсторф создал багер на гусеничном ходу с четырехрядной  ковшовой рамой,  канатным транспортером и прессом системы

Рогова. Багер имел ширину ковшовой рамы 4 м и экскавировал торф с глубины  до  4  м.  Его сезонная производительность составляла 15

тыс.  т воздушно-сухого торфа. Багер явился большим достижением в деле механизации добычи кускового торфа. Дальнейшее совершенствование кускового способа добычи торфа осуществлялось за счет  создания двухвального пресса ТП-2 для работы с багером Инсторфа.

Использование канатного транспортера  позволило  механизировать одну из трудоемких операций, однако транспортер имел сравнительно небольшую производительность,  до 60 м^3/ч. Поиски принципиально  новых решений по механизации данной операции завершились в 1936 г. созданием стилочной машины, позволившей резко увеличить производительность  экскаватора.  Первые электрофицированные стилочные машины были изготовлены перед Великой  Отечественной  войной.  В 1943 г. была разработана новая модель усовершенствованной стилочной машины ЭСМ-7.

В 1942 г. ВНИИТП совместно с Монетным торфопредприятием была создана багерно-элеваторная  машина.  Первые  багерно-элеваторные машины были оборудованы канатными транспортерами.

Накопленный опыт позволил перевести багерно-элеваторную  машину на работу с ЭСМ-7.

Продолжая совершенствовать комплекс добывающих машин, ВНИИТП

в 1949 г. завершил создание торфяного многоковшового неполноповоротного экскаватора (ТЭМП-2). За сезон комплект машин экскаваторного способа добычи торфа давал 30-40 тыс. т воздушно-сухого торфа.

В 1952 г.  ВНИИТП разработал электростилочную машину ЭСМ-8А, что позволило в сочетании с ТЭМП-2  увеличить  производительность комплекта.

В 1955-56 гг.  институтом была создана универсальная  машина для укладки фигур сушки УМС-2, УМС-3.

В начале 50-х годов для механизированной уборки и транспорта экскаваторного  торфа  с отсыпкой его в штабеля появился комплекс машин УКБ-СКС,  позволяющий высвободить  по  сравнению  с  ручной уборкой до 70 рабочих.

Стремясь снизить металлоемкость машины и совместить операции уборки и транспорта торфа,  ВНИИТП совместно с коллективом Монетного  торфопредприятия  разработал  уборочный  торфяной   комбайн

(УТК).

На небольших торфопредприятиях различных  ведомств  применялись машины и оборудование с учетом специфических условий.  К ним относились малый багер МБ-2, паровой гусеничный многоковшовый однорядный торфяной экскаватор средней мощности БЭП-Г-1, БЭМ-2, гусеничные экскаваторы МБ, БЭП-3, УТЭП и др.