Помимо многоковшовых экскаваторов для добычи торфа использовался комплекс машин ППМ, состоящий из универсального экскаватора
Э-352, оборудованного ковшом драглайна, дискового сепаратора, бункера накопителя и выдающего транспортера. В середине 60-х годов в промышленности начали проходить производственные испытания машины для поверхностно-послойной добычи торфа в агрегате с гусеничными тракторами ДТ-55 - МПДК и КДН-2. Однако из-за конструктивного несовершенства и технологической непригодности к условиям работы многих торфопредприятий России и Белорусси способ не нашел широкого использования и к началу 70-х годов уже не применялся.
В 1957 г. Калининский филиал ВНИИТП начал работы по созданию нового поколения машин для послойно-щелевого способа добычи кускового торфа в агрегате с гусеничными тракторами - МТК-12,
МТК-32. Многолетняя эксплуатация машин в самых различных районах
СССР показала их работоспособность, надежность и возможность получения хорошего коммунально-бытового топлива.
2.Разработка схем производства кускового топлива на основе торфа
Активная промышленная добыча торфа как энергетического топлива в 50-70е годы нынешнего столетия происходила за счет эксплуатации наиболее крупных, с лучшим по составу и свойствам сырьем, месторождений.
Постепенная выработка крупных торфяных месторождений привела к тому, что, хотя запасы торфа в республике довольно значительны, все большую долю в них начинают занимать небольшие по площади и объему месторождения. И доля малых месторождений в общем объеме запасов торфа за счет выработки крупных возрастает. На этих месторждениях нецелесообразно организовывать промышленную добычу фрезерного торфа по традиционной схеме из-за их незначительных размеров и большой удаленности от торфоперерабатывающих проиэводств.
В связи с вышесказанным, с растущей потребностью в коммунально-бытовом местном топливе, с наличием на всей территории республики так же значительных запасов имеющих большой энергетический потенциал отходов лесоперерабатывающей, льняной, бумажной и других видов промышленности, возникает вопрос об их использовании в качестве топлива.
Одним из наиболее перспективных направлений получения коммунально-бытового топлива следует считать развитие добычи кускового торфа и возможное получение при этом композитного топлива на основе торфа с добавками отходов лесоперерабатывающих и других производств.
Для добычи кускового торфа на месторождениях малой площади можно рассмотреть несколько технологических схем.
1. Карьерный с применением многоковшовых экскаваторов типа
МТК-14 и стилочных машин. Этот способ, до сегодняшнего дня используемый в России и на Украине, расчитан на значительные объемы производства и применяется на крупных месторождениях. Используемая техника металлоемка и крайне дорогостояща. Применение способа для малых месторождений нецелесообразно.
2. Щелевой, с применением прицепных к гусеничным тракторам машин для экскавации, переработки и выстилки кускового торфа типа
МТК-12, МТК-15, МТК-18, АНБ-701 и других. Однако серийно выпускается только машина МТК-12, предназначенная для работы с гусеничными тракторами, которые, как и сама машина, изготавливается в России. Приобретение машин и тракторов за границей сегодня невозможно из-за отсутствия средств. Производство машин такого типа в республике не налажено.
3.Применявшийся в свое время на ряде предприятий центральной
России карьерный комплекс ППМ, состоящий из одноковшового экскаватора, дискового сепаратора, бункера-накопителя и выдающего конвейера. С комплексом использовалась стилочная машина.
Из трех перечисленных для условий малых месторождений в республике следует признать второй и третий варианты как наиболее простые по возможностям реализации. Причем оба варианта могут быть реализованы различными схемами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.