На прочность канатов сильно влияют перегибы на блоках, шкивах, барабанах. В перегибе каната участвуют все проволоки каната, как внутренние, так и внешние. Внешние проволоки изнашиваются сильнее, поэтому предпочтение следует отдавать канатам, у которых наружные проволоки толще внутренних.
На лифтах обычно применяются канаты крестовой свивки, так как они более просты в обращении, менее подвержены образованию узлов, раскручиванию.
Для лифтов выбирают (насколько это допустимо условиями эксплуатации) менее жёсткие канаты – канаты с органическим сердечником.
При работе лифта канат изнашивается, причём износ каната выражается в виде обрыва отдельных проволок, что вызывается перегибами каната на барабане, блоках, канатоведущих шкивах под нагрузкой, а также в виде уменьшения сечения наружных проволок, вызываемого их трением по рабочим поверхностям или коррозии.
Находящиеся в работе стальные канаты бракуют по числу видимых обрывов проволок на длине одного шага свивки, которая соответствует одному обороту пряди относительно продольной оси каната.
При поверхностном износе каната или коррозии проволок число обрывов на шаге свивки должно быть уменьшено. Если износ или коррозия достигают 40% и более первоначального диаметра проволок, то канат подлежит браковке.
Канаты при эксплуатации следует регулярно очищать от грязи и смазывать. Пыль и другие твёрдые частицы, попадающие в смазку, составляют абразив, ускоряющий износ каната. Своевременный уход за канатами и их отбраковка обеспечивают безаварийную работу лифта. Однако, по данным статистики, визуальный осмотр канатов не даёт однозначного ответа о техническом состоянии последних. В результате визуального осмотра 15% канатов остаются в эксплуатации при потере сечения свыше 40%. 2% канатов имеют потерю сечения свыше 50%. В то же время забракованные канаты в 70% случаев не достигли своего критического состояния. Это говорит о том, что необходим технический контроль канатов приборами неразрушающего контроля, которые позволят не только своевременно продлить срок эксплуатации каната, пригодного для дальнейшей эксплуатации, но избежать несчастных случаев, связанных с обрывами канатов и аварией лифтового оборудования.
На современном этапе технического развития неразрушающего контроля приборы типа "ИНТРОС" как раз отвечают требованиям достоверности диагностирования стальных канатов и позволяют своевременно принять меры для предотвращения аварий грузоподъёмного оборудования, связанных с обрывами канатов (см. снимок 1).
Специалистами ОАО "Белгорхимпром" за последнее время было проведено техническое диагностирование большого количества стальных канатов, в том числе – канатов лифтов. В ряде случаев по результатам технического диагностирования была приостановлена эксплуатация лифтов из-за дефектов, не совместимых с дальнейшей эксплуатацией канатов (см. снимок 2).
Дефектоскопы типа "ИНТРОС" реализуют магнитный метод неразрушающего контроля. Канат намагничивается вдоль оси и измеряются поля рассеяния над поверхностью каната, вызванные дефектами.
На рисунке изображена основная кривая намагничивания и цикл перемагничивания (петля гистерезиса) стали каната. Рабочая точка соответствует напряженности магнитного поля Нm. 250 Э (20 кА/м) и индукции Bm 18 кГс (1,8 Тл). Проходящий по канату магнитный поток Ф = Bm × S, где Bm - индукция в рабочей точке, а S - суммарное сечение всех стальных проволок. Так как в рабочей точке сталь находится в состоянии магнитного насыщения, величину Bm можно считать постоянной (не зависящей от Н).
Если сечение каната уменьшится на .S, то и магнитный поток проходящий по канату уменьшится на пропорциональную величину .Ф. "Вытесненный" из каната поток.Ф пройдет над его поверхностью. Индукция Вх в заданной точке над поверхностью каната пропорциональна Ф, следовательно, она пропорциональна изменению сечения каната S. Поставив в этой точке измеритель индукции, например, датчик Холла, можно измерять потерю сечения каната по стали. Система намагничивания каната и размещенный в ней измеритель индукции образуют магнитную головку (МГ).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.