Кафедра «Горные машины»
Лабораторная работа
по дисциплине:
«Горно-транспортные машины и подъемные механизмы»
Минск, 2001
Цель работы:
1. Изучение основных физико-механических свойств насыпных грузов, методики их определения и их влияния на выбор рабочих параметров транспортирующих машин.
2. Экспериментальное определение физико-механических характеристик насыпных грузов.
Выбор типа транспортирующих машин и расчет их основных параметров тесно связаны с физико-механическими свойствами перемещаемых грузов.
Все грузы делятся на насыпные и штучные. К насыпным относятся грузы, которые хранятся и перемещаются навалом. Их основными свойствами являются насыпная плотность, фракционный состав (крупность частиц), подвижность, абразивность. К важным свойствам относятся также влажность, липкость, смерзаемость, слеживаемость, и ряд других.
По фракционному составу (крупности частиц, мм) грузы делятся на:
- пылевидные - до 0,05 мм - мелкокусковые - 10 - 80
- порошкообразные - 0,05 - 0,5 - среднекусковые - 80 – 200
- мелкозернистые - 0,5 – 2 - крупнокусковые - 200 – 350
- крупнозернистые - 2 – 10 - особо крупнокусковые – более 350
По однородности частиц насыпные грузы делятся на рядовые и сортированные. Однородность оценивается коэффициентом однородности
(1) где dmax и dmin -
соответственно наибольший и наименьший размеры частиц в пробе. При kо > 2,5 груз считается рядовым; при
груз
считается сортированным, т.е. достаточно однородным и характеризуется средним
размером кусков
(2)
Крупность частиц учитывают при выборе типа транспортирующей машины, ширины несущего органа или желоба, расчете загружных и выгружных устройств.
Насыпной плотностью r называется масса единицы объема свободно насыпанного материала. По плотности насыпные грузы делятся на следующие группы (т/м3):
- легкие (кокс, торф и т.п.) - до 0,6
- средние (зерно, уголь, шлак) - 0,6 – 1,2
- тяжелые (песок, гравий, порода) - 1,2 – 2
- весьма тяжелые (руда, камень) - более 2
Определяют плотность с помощью мерной емкости.
Плотность определяется по формуле
(3) где т - масса груза, кг;
V - объем сосуда, м3.
Плотность груза учитывается при определении массовой производительности машин и определении нагрузок.
Подвижность частиц характеризуется коэффициентом внутреннего трения, углом естественного откоса материала и коэффициентом внешнего трения.
Коэффициент внутреннего трения зависит от давления в слое материала и от сил сцепления между частицами. Зависимость предельных касательных напряжений t от нормальных напряжений сжатия d показана на рис. 1. Она характеризуется прямой ав на диаграмме напряжений, возникаю щих в сыпучем материале. Угол jв наклона прямой ас к оси абсцисс является углом трения
, где fв
- коэффициент внутреннего трения. Угол jd является
углом сопротивления сдвигу, он увеличивается с повышением касательных
напряжений. Отрезок tо соответствует начальному сопротивлению
сдвигу и характеризует силу сцепления частиц между собой. Хорошо сыпучие грузы
имеют tо , близкий к нулю. Начальное
сопротивление сдвигу зависит от размеров и формы частиц, степени уплотнения и
влажности материала.
Угол естественного откоса j- это угол межу свободной поверхностью откоса и горизонтальной плоскостью. Величина угла jзависит от фракционного состава и влажности материала.
Различают угол естественного откоса в покое j и в движении j’, причем обычно j> j’. В расчетах принимают j’ = 0,7 j. Для хорошо сыпучих материалов j»jт , где jт - угол внутреннего трения. Угол jиспользуется при определении площади поперечного сечения груза на несущем органе.
При назначении максимального угла наклона конвейера, загрузочных и разгрузочных лотков, угла установки плужкового сбрасывателя необходимо учитывать коэффициент внешнего трения груза о сталь fс и резину fр. Этот коэффициент находится в определенной зависимости от коэффициента внутреннего трения. Приближенно считают, что fс»0,75 tg jт,
fg »0,8 tg jт, fр »0,85 tg jт.
Различают коэффициент внешнего трения в состоянии покоя и в движении. Обычно считают, что коэффициент внешнего трения в движении на 30 % меньше его же в покое.
Абразивность – способность материала истирать поверхность рабочего органа. По степени абразивности грузы делят на четыре группы:
А – неабразивные (мел, опилки, торф), В – малоабразивные (уголь, известняк, гравий), С – средней абразивности (цемент, песок, земля), D – высокоабразивные (щебень, руда, зола).
Учитывается абразивность при выборе способа транспортирования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.