Компетентностный подход в муниципальной системе образования г. Сорочинска: проблемы и перспективы.
В Концепции Модернизации Российского образования общеобразовательная школа сориентирована <на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей>.
<Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.> (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г.)
Необходимостью сегодняшнего дня является возрастающая личностная автономия с высокими степенями свободы и принципами гуманизации.
Становится все более востребованным само жизненное творчество личности, которое определяется способностью:
- уметь жить
- уметь работать
- уметь жить вместе
- уметь учиться.
В ситуации динамичного социально-экономического развития анализ запросов местного сообщества, учащихся и изменившийся заказ государства позволяет выявить потребность в новых результатах образования.
Компетентностно-ориентированный подход определяет и повышение качества общего образования. Новое качество образования заключается в новых возможностях выпускников школ, в их способности решать проблемы, обеспечить новое качественное образование должен компетентностный подход.
Августовская конференция педагогических работников города в 2006 г. задала векторы развития системе муниципального образования: одним из направлений деятельности определена Модернизация структуры образования и воспитания для обеспечения каждому школьнику доступа к вариативному и качественному образованию.
Обновление качества образования не возможно без перехода от знаниевой (традиционной) парадигмы к компетентностно-ориентированному образованию.
Новая образовательная парадигма, утверждая приоритет личностной ориентации педагогического процесса, требует широкого внедрения в образовательную практику школы таких педагогических технологий, активных форм обучения, которые позволят перейти к продуктивному образованию. Решения данной проблемы нам виделось в том, чтобы, сохраняя лучшие традиции знаниевой парадигмы, школа интенсивно внедряла технологии компетентностно-образовательного подхода. Отделом образования был разработан проект по внедрению в образовательный процесс технологий компетентностно-ориентированного подхода к образованию.
Целью данного проекта явилось создание методической лаборатории, обеспечивающей апробацию и внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс, повышение профессиональной компетентности кадров.
Исходя из целей данного проекта определились и задачи:
1. разработать нормативную базу методической лаборатории;
2. разработать программу деятельности методической лаборатории по обеспечению поддержки, апробации и внедрения технологий компетентностно-ориентированного подхода;
3. создать материально-техническую базу и обеспечить финансовое сопровождение внедрения компетентностно-ориентированного подхода;
4. организовать подготовку повышения профессионального уровня участников эксперимента;
5. организовать методическую поддержку опытно-экспериментальной и исследовательской работы пилотных школ и творческих групп по апробации и внедрению компетентносто-ориентированного подхода;
6. создать информационно-методический банк педагогического опыта по проблеме.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентносто-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
В сентябре 2005 года в учебный план школ города были введены курсы <Основы проектирования>, <Основы проектной деятельности>.
Учебный курс <Основы проектирования > предназначен для работы со старшеклассниками (10-11 классы) . В нем представлены модули :
Бизнес план;
Исследовательский проект;
Социальный проект;
Инженерный проект.
Учебный курс <Основы проектной деятельности > представлен модулями, формирующими различные компетентности учащихся:
· компетентности в решении проблем;
· информационной компетентности;
· коммуникативной компетентности.
По своей структуре курс <Основы проектной деятельности> не является систематическим и сквозным, а состоит из отдельных модулей.
Для формирования компетентности в решении проблем используются модули:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.