Информационное общество и социальная информатика: методологические проблемы подготовки магистров педагогики

Страницы работы

Фрагмент текста работы

последние десятилетия мир переживает переход от “индустриального общества” к “обществу информационному”. Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Люди все чаще использует такие понятия как “информация”, “информатизация”, “информационные технологии” и т.д. Реальностью современного общества и современного, не узкоспециализированного высшего профессионального образования является тотальная информатизация, лавинообразный рост информационных ресурсов и источников информации.

Глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации в XXI в. Благодаря стремительному увеличению возможностей средств информатики, телекоммуникационных систем и новых информационных технологий формируется информационная среда обитания и жизнедеятельности людей, складывается информационное общество. В этом обществе для человека появляются не только принципиально новые возможности, но и возникают ранее не известные проблемы.

Перед высшей школой ставится задача - подготовить студентов и магистрантов к условиям профессиональной деятельности в информационном обществе, научить их действовать в этой среде, использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования [2], [6].

Потребность современного российского общества в квалифицированных специалистах, компетентных в вопросах оказания психолого-педагогической и социальной помощи нуждающимся категориям населения в последнее десятилетие приобрела ярко выраженный характер. В условиях политических, социальных, экономических преобразований страны  требования к профессионализму и уровню подготовки социальных педагогов резко увеличились.

Реальная профессиональная деятельность характеризуется многообразием контекстов применения знаний, комплексным характером педагогических ситуаций, что делает невозможным прямой перенос знаний в практику. Оказываясь в реальной рабочей ситуации, выпускник вуза на несколько лет проваливается в «яму адаптации».

ГЛАВА 1

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ

Современный период развития цивилизованного общества во многом характеризуется процессом информатизации. Информатизацией общества называют глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества; интеграцию информационных технологий с интеллектуализацией трудовой деятельности, инициирующей развитие всех сфер общественного производства; высокий уровень информационного обслуживания, доступность для любого члена общества источников достоверной информации, визуализацию предоставляемой информации, существенность используемых данных.

По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:

- медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

- компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации

- интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта [1].

Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества: - технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления; - гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы [1].

Использование единых мировых информационных систем обеспечивает внедрение ИТ в образование: формируется единое образовательное пространство, возрастает потребность человека в общении, и получении доступа к общим нематериальным ресурсам, осмыслении и переработке большого объема информации.

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора развития информационного общества в целом, а также возрастает роль информации в развитии общества и происходит бурный прогресс средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), что позволяет говорить об информатизации общества и образования. Под информатизацией образования понимается процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания в здоровьесберегающих условиях. В условиях информатизации образования социальная информатика является одной из фундаментальных областей научного знания, в рамках которой изучаются информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

Смысл информатизации образования заключается в создании благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. Необходимо также понимать, что информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, а также профессиональные предпосылки развития общества нового типа.

ИТ можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил, традиций и обычаев, то сегодня главная роль отводится технологиям. ИТ упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они повышают роль образования и активно внедряются во все сферы

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
360 Kb
Скачали:
0