Тульский государственный университет
Кафедра прикладной математики и информатики
Выполнил ст. гр.
Проверил к.т.н., доц. А
Тула 2001
ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛЬНЫХ ПОТОКОВ СОБЫТИЙ В СИСТЕМАХ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
I. ЦЕЛЬ РАБОТЫ.
Приобретение навыков расчета характеристик случайных потоков заявок в реальной системе массового обслуживания.
II. ЗАДАНИЕ.
Исследовать потоки заявок в реальной системе массового обслуживания: парикмахерской.
Необходимо:
1. Уяснить физическую сущность основных процессов, протекающих в заданной СМО (парикмахерской);
2. Определить степень приближения входного потока к простейшему, а закона распределения времени обслуживания одной заявки одним каналом к показательному;
3. Построить граф состояний и составить математическую модель СМО;
4. Проанализировать полученные результаты.
III. РЕШЕНИЕ.
1. Весь период времени наблюдения за входным потоком составляет 600 минут (10 часов). Разобьем этот период на 20 интервалов по 30 минут каждый. В каждом интервале определим число клиентов, приходящих в парикмахерскую. В результате получим следующие данные:
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Число кл-тов |
0 |
3 |
1 |
6 |
2 |
4 |
2 |
5 |
2 |
4 |
5 |
6 |
3 |
7 |
5 |
1 |
2 |
8 |
3 |
1 |
2. Определим степень приближения входного потока к простейшему. Для этого сгруппируем интервалы, в которых было одинаковое число пришедших клиентов. Результаты наблюдений сведем в таблицу 1.
Определим математическое ожидание числа клиентов в течении принятого интервала :
.
По значению в третий столбец таблицы вносятся величины вероятностей числа покупателей при пуассоновском распределении:
, а в четвертый столбец – математическое ожидание числа интервалов, в течении которого пришло одинаковое число клиентов.
Табл.1.
Результаты исследования потока клиентов в парикмахерской.
Число клиентов в интервале вр-ни |
Число интервалов с одинаковым числом клиентов |
Значение вероятностей числа клиентов в инт-ле (пуассон. распр-е) |
Мат. ожидание интервалов с заданным числом клиентов |
0 |
1 |
0.030197 |
0.603948 |
1 |
3 |
0.105691 |
2.113817 |
2 |
4 |
0.184959 |
3.699179 |
3 |
3 |
0.215785 |
4.315709 |
4 |
2 |
0.188812 |
3.776246 |
5 |
3 |
0.132169 |
2.643372 |
6 |
2 |
0.077098 |
1.541967 |
7 |
1 |
0.038549 |
0.770983 |
8 |
1 |
0.016865 |
0.337305 |
9 |
0 |
0.006559 |
0.131174 |
10 |
0 |
0.002296 |
0.045911 |
Для получения вывода о том, что принятый процесс с достаточной вероятностью описывается полученным пуассоновским распределением, определяем величину
.
По числу степеней свободы (число интервалов минус два) 9 и значению по таблице - распределения определим вероятность того , что экспериментальное распределение является пуассоновским: . Значение этой вероятности достаточно велико, что говорит о весьма хорошем соответствии экспериментального распределения распределению Пуассона.
Теперь рассмотрим закон распределения времени обслуживания одной заявки одним каналом. Рассматриваемый канал (парикмахер) обслужил 25 клиентов и он потратил на каждого время .
Определим степень приближения закона распределения времени обслуживания одной заявки одним каналом к показательному закону. Для этого сгруппируем клиентов, на обслуживание которых ушло одинаковое время. Результаты наблюдений сведем в таблицу 2.
Определим математическое ожидание времени обслуживания:
По значению в третий столбец таблицы вносятся величины вероятностей числа покупателей при экспоненциальном распределении (воспользовавшись критерием Пирсона):
, а в четвертый столбец – математическое ожидание числа клиентов, которые будут обслуживаться одинаковое время.
Табл.2.
Результаты исследования времени обслуживания.
Интервал времени |
Число клиентов, обслуженных за одинаковый интервал времени |
Значение вероят-й затраченного интервала времени (показат. распр-е) |
Мат. ожидание числа клиентов |
0-15 |
11 |
0.495875 |
12.396881 |
15-30 |
8 |
0.249983 |
6.249575 |
30-45 |
3 |
0.126023 |
3.150565 |
45-60 |
2 |
0.063531 |
1.588278 |
60-75 |
1 |
0.032028 |
0.800690 |
Для получения вывода о том, что принятый процесс с достаточной вероятностью описывается полученным экспоненциальным распределением, определяем величину
.
По числу степеней свободы (число интервалов минус два) 3 и значению по таблице - распределения определим вероятность того, что экспериментальное распределение является пуассоновским: . Значение этой вероятности говорит о достаточно точном соответствии экспериментального распределения показательному распределению.
3. Построим граф состояний и составим математическую модель СМО.
Основные элементы системы массового обслуживания:
Входной Очередь Каналы Выходной поток обслужив-я поток
В нашем случае имеем СМО смешанного типа с ограничениями на время ожидания клиента в очереди () и на длину очереди (). Также в данной СМО наблюдаем марковский случайный процесс, т.к. все потоки событий, переводящие систему из состояния в состояние, являются пуассоновскими. Число каналов обслуживания – 3. Граф состояний для СМО с ограничением на длину очереди и время ожидания в очереди имеет вид:
…
где - интенсивность потока клиентов (клиента за полчаса); - производительность каждого канала (); - событие означающее, что клиентов нет; - работают соответственно 1,2 или 3 парикмахера; - - очередь.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.