 
											 
											 
											 
											Тульский государственный университет
Кафедра прикладной математики и информатики
Выполнил ст. гр.
Проверил к.т.н., доц. А
Тула 2001
ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛЬНЫХ ПОТОКОВ СОБЫТИЙ В СИСТЕМАХ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
I. ЦЕЛЬ РАБОТЫ.
Приобретение навыков расчета характеристик случайных потоков заявок в реальной системе массового обслуживания.
II. ЗАДАНИЕ.
Исследовать потоки заявок в реальной системе массового обслуживания: парикмахерской.
Необходимо:
1. Уяснить физическую сущность основных процессов, протекающих в заданной СМО (парикмахерской);
2. Определить степень приближения входного потока к простейшему, а закона распределения времени обслуживания одной заявки одним каналом к показательному;
3. Построить граф состояний и составить математическую модель СМО;
4. Проанализировать полученные результаты.
III. РЕШЕНИЕ.
1. Весь период времени наблюдения за входным потоком составляет 600 минут (10 часов). Разобьем этот период на 20 интервалов по 30 минут каждый. В каждом интервале определим число клиентов, приходящих в парикмахерскую. В результате получим следующие данные:
| № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 
| Число кл-тов | 0 | 3 | 1 | 6 | 2 | 4 | 2 | 5 | 2 | 4 | 5 | 6 | 3 | 7 | 5 | 1 | 2 | 8 | 3 | 1 | 
2. Определим степень приближения входного потока к простейшему. Для этого сгруппируем интервалы, в которых было одинаковое число пришедших клиентов. Результаты наблюдений сведем в таблицу 1.
Определим математическое ожидание числа
клиентов в течении принятого интервала  :
:
 .
.
По значению  в
третий столбец таблицы вносятся величины вероятностей числа покупателей при пуассоновском
распределении:
в
третий столбец таблицы вносятся величины вероятностей числа покупателей при пуассоновском
распределении:
 , а в четвертый столбец – математическое
ожидание числа интервалов, в течении которого пришло одинаковое число клиентов.
, а в четвертый столбец – математическое
ожидание числа интервалов, в течении которого пришло одинаковое число клиентов.
Табл.1.
Результаты исследования потока клиентов в парикмахерской.
| Число клиентов в интервале
  вр-ни  
 | Число интервалов с одинаковым числом клиентов 
 | Значение вероятностей числа клиентов в
  инт-ле (пуассон. распр-е)  | Мат. ожидание интервалов с заданным числом клиентов 
 | 
| 0 | 1 | 0.030197 | 0.603948 | 
| 1 | 3 | 0.105691 | 2.113817 | 
| 2 | 4 | 0.184959 | 3.699179 | 
| 3 | 3 | 0.215785 | 4.315709 | 
| 4 | 2 | 0.188812 | 3.776246 | 
| 5 | 3 | 0.132169 | 2.643372 | 
| 6 | 2 | 0.077098 | 1.541967 | 
| 7 | 1 | 0.038549 | 0.770983 | 
| 8 | 1 | 0.016865 | 0.337305 | 
| 9 | 0 | 0.006559 | 0.131174 | 
| 10 | 0 | 0.002296 | 0.045911 | 
Для получения вывода о том, что принятый процесс с достаточной вероятностью описывается полученным пуассоновским распределением, определяем величину
 .
.
По числу степеней свободы (число интервалов минус два)
9 и значению   по таблице
 по таблице  - распределения определим вероятность
того , что экспериментальное распределение является пуассоновским:
 - распределения определим вероятность
того , что экспериментальное распределение является пуассоновским:  . Значение этой вероятности достаточно
велико, что говорит о весьма хорошем соответствии экспериментального
распределения распределению Пуассона.
. Значение этой вероятности достаточно
велико, что говорит о весьма хорошем соответствии экспериментального
распределения распределению Пуассона.
Теперь рассмотрим закон распределения времени
обслуживания одной заявки одним каналом. Рассматриваемый канал (парикмахер)
обслужил 25 клиентов и он потратил на каждого время  .
.
Определим степень приближения закона распределения времени обслуживания одной заявки одним каналом к показательному закону. Для этого сгруппируем клиентов, на обслуживание которых ушло одинаковое время. Результаты наблюдений сведем в таблицу 2.
Определим математическое ожидание времени обслуживания:

По значению  в
третий столбец таблицы вносятся величины вероятностей числа покупателей при
экспоненциальном распределении (воспользовавшись критерием Пирсона):
в
третий столбец таблицы вносятся величины вероятностей числа покупателей при
экспоненциальном распределении (воспользовавшись критерием Пирсона):
 , а в четвертый столбец – математическое
ожидание числа клиентов, которые будут обслуживаться одинаковое время.
, а в четвертый столбец – математическое
ожидание числа клиентов, которые будут обслуживаться одинаковое время.
Табл.2.
Результаты исследования времени обслуживания.
| Интервал времени 
 | Число клиентов, обслуженных за одинаковый интервал времени 
 | Значение вероят-й затраченного интервала
  времени (показат. распр-е)  | Мат. ожидание числа клиентов 
 | 
| 0-15 | 11 | 0.495875 | 12.396881 | 
| 15-30 | 8 | 0.249983 | 6.249575 | 
| 30-45 | 3 | 0.126023 | 3.150565 | 
| 45-60 | 2 | 0.063531 | 1.588278 | 
| 60-75 | 1 | 0.032028 | 0.800690 | 
Для получения вывода о том, что принятый процесс с достаточной вероятностью описывается полученным экспоненциальным распределением, определяем величину
 .
.
По числу степеней свободы (число интервалов минус два)
3 и значению   по таблице
 по таблице  - распределения определим вероятность
того, что экспериментальное распределение является пуассоновским:
 - распределения определим вероятность
того, что экспериментальное распределение является пуассоновским:  . Значение этой вероятности говорит о
достаточно точном соответствии экспериментального распределения показательному
распределению.
. Значение этой вероятности говорит о
достаточно точном соответствии экспериментального распределения показательному
распределению.
3. Построим граф состояний и составим математическую модель СМО.
 Основные элементы системы массового
обслуживания:
Основные элементы системы массового
обслуживания:
Входной Очередь Каналы Выходной поток обслужив-я поток
В нашем случае имеем СМО смешанного типа с
ограничениями на время ожидания клиента в очереди ( ) и
на длину очереди (
) и
на длину очереди ( ). Также в данной СМО
наблюдаем марковский случайный процесс, т.к. все потоки событий, переводящие
систему из состояния в состояние, являются пуассоновскими. Число каналов
обслуживания – 3. Граф состояний для СМО с ограничением на длину очереди
и время ожидания в очереди имеет вид:
). Также в данной СМО
наблюдаем марковский случайный процесс, т.к. все потоки событий, переводящие
систему из состояния в состояние, являются пуассоновскими. Число каналов
обслуживания – 3. Граф состояний для СМО с ограничением на длину очереди
и время ожидания в очереди имеет вид:
 
                     
                   
                  
                  
                   
                      
 
                 
                 
                
                    …
                  …                     
 
                           
               
               
            
          
где       - интенсивность
потока клиентов (
 - интенсивность
потока клиентов ( клиента за полчаса);
клиента за полчаса);   - производительность каждого канала (
 - производительность каждого канала ( );
); -
событие означающее, что клиентов нет;
 -
событие означающее, что клиентов нет; 

 -
работают соответственно 1,2 или 3 парикмахера;
 -
работают соответственно 1,2 или 3 парикмахера;  -
- - очередь.
 - очередь. 
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.