Организация закупочной деятельности: теоретические аспекты. Сущность и содержание закупочной деятельности на торговом предприятии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1 Организация закупочной деятельности: теоретические аспекты

1.1 Сущность и содержание закупочной деятельности на торговом предприятии

Основой коммерческой деятельности в торговле является закупочная работа. Ее главная задача – выгодное приобретение товара с целью удовлетворения потребительского спроса. С нее по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю (потребителю) и получить прибыль, необходимо располагать (владеть) товаром.

Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый ассортимент товаров розничной торговой сети для снабжения населения, осуществлять воздействие на производителей  товаров  в  соответствии  с  требованиями  покупательского  спроса,  а  также  обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.

Коммерческая деятельность по оптовым закупкам складывается из следующих этапов [1, с.81-82; 9]: а)  изучение и прогнозирование покупательского спроса; б)  выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров; в)  организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представление заказов и заявок поставщикам; г)  организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, у импортеров и других поставщиков; д)  организация учета и контроля за оптовыми закупками.

Коммерческая деятельность по оптовым закупкам товаров должна базироваться на принципах и методах современного маркетинга,  с  помощью  которых  коммерческие  работники  получают  необходимую  информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия (т.е. емкость рынка) наиболее высокий, где сбыт или закупка продукции может принести наибольшую прибыль, а также на принципах логистики, которая получила широкое распространение за последнее десятилетие.

Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым условием для успешной коммерческой работы по закупкам товаров. Теория и практика маркетинга выработали целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать  при  организации  оптовых  закупок  товаров.  К ним относят оперативный учет продажи товаров и движение товарных запасов за истекший период, изучение и обобщение заявок и заказов покупателей на приобретение и поставку товаров, учет и анализ неудовлетворенного  спроса  оптовых  покупателей,  проведение  ассортиментных  и  конъюнктурных  совещаний с покупателями, экономико-математические методы прогнозирования спроса и др. [16, с.53-58]

Что касается логистического подхода, то стандартное определение общих целей функции закупок таково, что компания должна получать необходимые по качеству и количеству товары в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене [12].

Сам процесс закупочной деятельности начинается с планирования закупок. Умение планировать – обязательное профессиональное качество коммерческих работников. Рациональной организации коммерческой работы по закупке и поиску источников закупки способствует профессионально составленная программа закупок, так как она обеспечивает согласованность действий всех отделов и служб предприятия. Программа закупок состоит из нескольких этапов, содержание которых приведено в Таблице 1.

После разработки программы можно переходить к основной работе по закупкам товаров. Процедура закупочной деятельности также состоит из этапов: предварительного, собственно закупок, заключительного. Предварительные операции включают изучение покупательского спроса и конъюнктуры рынка, анализ известных и выбор новых поставщиков, расчет потребности в товарах, преддоговорная работа с поставщиками (анализ предложений, согласование условий сделки и др.). [1, с.83]

Таблица 1 – Программа закупки товаров

Этапы

Содержание

1 ЭТАП

Сбор и анализ информации

а) исследование и анализ устной и статистической информации, изучение специальных журналов, каталогов, справочников по бизнесу;

б) изучение «поля деятельности»: изучение уже известных и потенциальных поставщиков с позиции качества, цены, репутации;

в) изучение товара (услуги): сравнение качества изделий, имеющихся на рынке, технических характеристик товаров каждого производителя, а также методов контроля качеством.

2 ЭТАП

Анализ потребностей и возможностей фирмы и контрагентов

а) определение возможностей поставщиков, в том числе потенциальных, по объему, ассортименту, качеству, ценам;

б) расчет потребности в товарах и оценка собственной торгово-технологической базы: определение количества товаров, план товарооборота и резервного запаса, возможности и условия хранения товаров, анализ организации продажи товаров.

3 ЭТАП

Определение стратегии и методов закупки

Выбор стратегии и методов закупок зависит от вида товара, его физико-химических свойств, срока реализации. Возможны следующие варианты:

1) оптовые закупки крупными партиями,

2) регулярные закупки мелкими партиями,

3) закупки по мере необходимости.

4 ЭТАП

Оперативные решения, контроль и корректировка плана

Решаются вопросы: какие товары и в какие сроки потребуются, каковы

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Товароведение
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
177 Kb
Скачали:
0