1 Организация закупочной деятельности: теоретические аспекты
1.1 Сущность и содержание закупочной деятельности на торговом предприятии
Основой коммерческой деятельности в торговле является закупочная работа. Ее главная задача – выгодное приобретение товара с целью удовлетворения потребительского спроса. С нее по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю (потребителю) и получить прибыль, необходимо располагать (владеть) товаром.
Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый ассортимент товаров розничной торговой сети для снабжения населения, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, а также обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.
Коммерческая деятельность по оптовым закупкам складывается из следующих этапов [1, с.81-82; 9]: а) изучение и прогнозирование покупательского спроса; б) выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров; в) организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представление заказов и заявок поставщикам; г) организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, у импортеров и других поставщиков; д) организация учета и контроля за оптовыми закупками.
Коммерческая деятельность по оптовым закупкам товаров должна базироваться на принципах и методах современного маркетинга, с помощью которых коммерческие работники получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия (т.е. емкость рынка) наиболее высокий, где сбыт или закупка продукции может принести наибольшую прибыль, а также на принципах логистики, которая получила широкое распространение за последнее десятилетие.
Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым условием для успешной коммерческой работы по закупкам товаров. Теория и практика маркетинга выработали целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации оптовых закупок товаров. К ним относят оперативный учет продажи товаров и движение товарных запасов за истекший период, изучение и обобщение заявок и заказов покупателей на приобретение и поставку товаров, учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей, проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями, экономико-математические методы прогнозирования спроса и др. [16, с.53-58]
Что касается логистического подхода, то стандартное определение общих целей функции закупок таково, что компания должна получать необходимые по качеству и количеству товары в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене [12].
Сам процесс закупочной деятельности начинается с планирования закупок. Умение планировать – обязательное профессиональное качество коммерческих работников. Рациональной организации коммерческой работы по закупке и поиску источников закупки способствует профессионально составленная программа закупок, так как она обеспечивает согласованность действий всех отделов и служб предприятия. Программа закупок состоит из нескольких этапов, содержание которых приведено в Таблице 1.
После разработки программы можно переходить к основной работе по закупкам товаров. Процедура закупочной деятельности также состоит из этапов: предварительного, собственно закупок, заключительного. Предварительные операции включают изучение покупательского спроса и конъюнктуры рынка, анализ известных и выбор новых поставщиков, расчет потребности в товарах, преддоговорная работа с поставщиками (анализ предложений, согласование условий сделки и др.). [1, с.83]
Таблица 1 – Программа закупки товаров
Этапы |
Содержание |
1 ЭТАП Сбор и анализ информации |
а) исследование и анализ устной и статистической информации, изучение специальных журналов, каталогов, справочников по бизнесу; б) изучение «поля деятельности»: изучение уже известных и потенциальных поставщиков с позиции качества, цены, репутации; в) изучение товара (услуги): сравнение качества изделий, имеющихся на рынке, технических характеристик товаров каждого производителя, а также методов контроля качеством. |
2 ЭТАП Анализ потребностей и возможностей фирмы и контрагентов |
а) определение возможностей поставщиков, в том числе потенциальных, по объему, ассортименту, качеству, ценам; б) расчет потребности в товарах и оценка собственной торгово-технологической базы: определение количества товаров, план товарооборота и резервного запаса, возможности и условия хранения товаров, анализ организации продажи товаров. |
3 ЭТАП Определение стратегии и методов закупки |
Выбор стратегии и методов закупок зависит от вида товара, его физико-химических свойств, срока реализации. Возможны следующие варианты: 1) оптовые закупки крупными партиями, 2) регулярные закупки мелкими партиями, 3) закупки по мере необходимости. |
4 ЭТАП Оперативные решения, контроль и корректировка плана |
Решаются вопросы: какие товары и в какие сроки потребуются, каковы |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.