Бизнес-проблемы торговых предприятий в области информационного обеспечения:
невозможность получения информации о наличии товарных позиций на складе,
отсутствие методик по управлению складскими запасами,
отсутствие полной и оперативной отчетности от торгового зала, склада, удаленного офиса, оптового склада и пр.
Необходимо внедрение единой информационной системы, позволяющей автоматизировать учет и управление товарами, денежными средствами и документами в торговых операциях компании.
Эта система позволяет формировать заказы на поставку товаров и отслеживать их выполнение, вести анализ статистических данных о работе компании с поставщиками и потребителями.
Основными задачами управления информационными технологиями являются:
выбор информационной системы и ее обслуживание;
участие в общекорпоративном электронном обмене данными;
переход к системе быстрого реагирования в режиме «on line».
Управление закупками
Основные задачи, которые должен решать специалист по логистике, координирующий закупки:
расчет оптимального размера заказа на закупку товара;
формирование заказа на закупку, его размещение;
выбор наиболее выгодного поставщика;
заключение экономичного договора, согласование выгодных форм оплаты товара поставщику;
контроль над выполнением условий договоров поставщиками.
Управление запасами
В рамках управления запасами логист должен решать следующие задачи:
анализ состояния товарных запасов (по объему и номенклатуре);
анализ динамики товарных запасов в условиях изменения рыночной среды (например, в условиях сезонности);
выявление товаров, пользующихся пониженным спросом, а также неликвидов;
принятие мер к их ликвидации и, тем самым, сокращению неоправданных потерь.
Управление складированием
В рамках логистики складирования решаются следующие задачи:
рациональная планировка площади склада при выделении рабочих зон, способствующая снижению затрат и совершенствованию процесса переработки грузов;
эффективное использование складского и стеллажного пространства при расстановке оборудования и размещении товаров, что позволяет увеличить мощность склада;
использование универсального оборудования, выполняющего широкий спектр складских операций;
минимизация маршрутов внутрискладского перемещения товаров с целью сокращения затрат и увеличения пропускной способности склада;
внедрение принципов оптимального хранения товаров;
осуществление унитизации партий отгрузок и применение централизованной доставки товаров;
использование современных информационных систем.
Управление заказами
Данная функция включает решение задач, касающихся оптимизации работы с покупателями:
прием заказов, их обработка;
проверка наличия продукции;
проверка кредитоспособности клиента;
выставление счета на оплату;
корректировка заказа, его окончательное оформление, подтверждение заказа клиенту;
отслеживание выполнение заказа;
информирование клиента о том, на какой стадии исполнения находится его заказ.
Управление транспортировкой
В зависимости от принятых решений функции транспортировки товаров на склады торгового предприятия, доставки товаров по магазинам сети и доставки покупателям могут быть реализованы как при помощи собственного транспортного парка, так и переданы третьей стороне, причем с развитием логистической инфраструктуры в России все большее число фирм будут переходить на аутсорсинг.
Данная подсистема включает решение следующих задач:
выбор наиболее экономичного вида транспорта;
разработка рациональных маршрутов движения транспорта;
рациональное использование транспортных средств до полной вместимости и грузоподъемности и т.д.
Управление логистическими затратами
В обязанности специалиста по логистике, курирующего управление логистическими затратами, входят следующие функции:
учет логистических издержек по видам деятельности;
анализ общих издержек на логистику;
разработка системы оперативного управленческого учета и оценки логистических издержек;
2. Виды логистических стратегий в торговле
Логистическая стратегия – это совокупность стратегических решений, приемов и способов достижения поставленных целей, связанных с управлением цепью поставок в логистической системе, при наличии в ее распоряжении определенных ресурсов.
Общая задача логистической стратегии состоит в том, чтобы обеспечить надлежащий уровень обслуживания потребителей при минимальных общих издержках.
Существуют различные виды логистических стратегий:
Экономичная стратегия
Ее цель — выполнять каждую операцию, используя как можно меньше