4. Основные аспекты логистики как экономической категории.
-
Логистику можно рассматривать с трех аспектов:
-
1. Логистика - как многостадийный
-
хозяйственный процесс;
-
2. Логистика - как система управления;
-
3. Логистика - как научное
-
направление
Логистика - как многостадийный хозяйственный процесс Существуют следующие стадии движения материального потока:
-
складирование готовой продукции на складе производителя, её упаковка, маркировка, погрузка на транспортное средство, оформление документации на отправку товара в адрес потребителя;
-
транспортировка товаров, перегрузка с одного вида транспорта на другой, транспортно – экспедиционное обслуживание процесса транспортировки;
-
приемка по количеству и качеству, выгрузка на складе оптового потребителя, складирование, хранение и отпуск потребителям;
-
те же операции, но на уровне розничного торгового предприятия.
Как система управления:
-
Логистика как система управления состоит из управляемой и управляющей подсистем.
-
к управляемой подсистеме можно отнести склады торгово-посреднических, транспортных предприятий, транспортные, торговые, производственные предприятия и весь логистический процесс.
К управляющей подсистеме можно отнести:
-
структурно – функциональные подразделения торгово – посреднических и транспортных фирм, а также координирующие органы государственного управления, призванные осуществлять управление МИФ потоками.
Как научное направление
Логистика связана с поиском новых возможностей повышения эффективности движения материальных потоков и представляет собой междисциплинарную область знаний, развивающуюся на стыках различных наук.
При этом она использует категории экономики, промышленности, транспорта, торговли, связи и т.д. Она постепенно приобретает свою научную теорию и методологию.
5. Отличие логистического подхода от традиционного:
-
1. Системный подход. «Концепция общих издержек»;
-
2. Комплексный учет, тщательный анализ и подробное отслеживание всех видов логистических издержек, связанных с движением материального потока на пути от производителя до конечного потребителя.
-
3. Оптимизационный подход;
-
4. Координация действий всех заинтересованных участников товародвижения на основе взаимной, добровольной экономической заинтересованности;
1. Системный подход
-
Это комплексное изучение объектов исследования как единого целого с позиции системного анализа.
-
В свою очередь, системный анализ - это методология исследования любых объектов путем представления их в качестве систем и анализа этих систем.
-
Системный подход позволяет рассматривать любые объекты как комплекс взаимосвязанных подсистем, т.е. структурно – функциональных подразделений, которые должны быть объединены общей целью. Это значит, что между ними должна быть тесная взаимосвязь и взаимозависимость.
-
Оптимизация отдельных (подсистем)направлений деятельности фирмы без учета их взаимодействия с другими может привести к противоположному (отрицательному) результату.
-
Этот подход получил название «Концепция общих издержек», согласно которой критерием экономической эффективности в логистике является минимум совокупных затрат.
2. Комплексный учет, тщательный анализ и подробное отслеживание всех видов логистических издержек, причем, не только крупных, но и мелких, связанных с движением материального потока на пути от производителя до конечного потребителя:
-
При традиционном подходе учитываются, как правило, только крупные центры издержек и не принимаются во внимание мельчайшие, которые в совокупности дают значительную сумму.
-
Этот принцип был открыт в 1956 году учеными Гарвардского университета и получил название «Метод TDС» (total distribution costs) или «Принцип единого зонтика».
3. Координация действий всех заинтересованных участников товародвижения на основе взаимной, добровольной экономической заинтересованности
-
Это, так называемый, принцип «Отсутствия конфликтов между целью всей системы и целями отдельных подсистем».
-
Он означает, что все звенья цепи товародвижения должны работать согласованно с ориентацией на конечный результат, как единый слаженный механизм.
Координация может быть межфункциональной и межорганизационной
Межфункциональная координация
-
- это координация действий участников логистического процесса на уровне отдельного предприятия.
-
Она должна обеспечиваться между различными функциональными подразделениями (отделами) фирмы, или между ее работниками , возглавляющими отдельные направления деятельности.
Межорганизационная координация
-
это координация действий данной фирмы с ее партнерами, с различными