Основные аспекты логистики как экономической категории. Логистика как многостадийный хозяйственный процесс

Страницы работы

Фрагмент текста работы

4. Основные аспекты логистики как экономической категории.

  • Логистику можно рассматривать с трех аспектов:
  • 1. Логистика - как многостадийный
  • хозяйственный процесс;
  • 2. Логистика - как система управления;
  • 3. Логистика - как научное
  • направление

Логистика - как многостадийный хозяйственный процесс Существуют следующие стадии движения материального потока:

  • складирование готовой продукции на складе производителя, её упаковка, маркировка, погрузка на транспортное средство, оформление документации на отправку товара в адрес потребителя;
  • транспортировка товаров, перегрузка с одного вида транспорта на другой, транспортно – экспедиционное обслуживание процесса транспортировки;
  • приемка по количеству и качеству, выгрузка на складе оптового потребителя, складирование, хранение и отпуск потребителям;
  • те же операции, но на уровне розничного торгового предприятия.

Как система управления:

  • Логистика как система управления состоит из управляемой и управляющей подсистем.
  • к управляемой подсистеме можно отнести склады торгово-посреднических, транспортных предприятий, транспортные, торговые, производственные предприятия и весь логистический процесс.

К управляющей подсистеме можно отнести:

  • структурно – функциональные подразделения торгово – посреднических и транспортных фирм, а также координирующие органы государственного управления, призванные осуществлять управление МИФ потоками.

Как научное направление

Логистика связана с поиском новых возможностей повышения эффективности движения материальных потоков и представляет собой междисциплинарную область знаний, развивающуюся на стыках различных наук. При этом она использует категории экономики, промышленности, транспорта, торговли, связи и т.д. Она постепенно приобретает свою научную теорию и методологию.

5. Отличие логистического подхода от традиционного:

  • 1. Системный подход. «Концепция общих издержек»;
  • 2. Комплексный учет, тщательный анализ и подробное отслеживание всех видов логистических издержек, связанных с движением материального потока на пути от производителя до конечного потребителя.
  • 3. Оптимизационный подход;
  • 4. Координация действий всех заинтересованных участников товародвижения на основе взаимной, добровольной экономической заинтересованности;

1. Системный подход

  • Это комплексное изучение объектов исследования как единого целого с позиции системного анализа.
  • В свою очередь, системный анализ - это методология исследования любых объектов путем представления их в качестве систем и анализа этих систем.
  • Системный подход позволяет рассматривать любые объекты как комплекс взаимосвязанных подсистем, т.е. структурно – функциональных подразделений, которые должны быть объединены общей целью. Это значит, что между ними должна быть тесная взаимосвязь и взаимозависимость.

  • Оптимизация отдельных (подсистем)направлений деятельности фирмы без учета их взаимодействия с другими может привести к противоположному (отрицательному) результату.
  • Этот подход получил название «Концепция общих издержек», согласно которой критерием экономической эффективности в логистике является минимум совокупных затрат.

2. Комплексный учет, тщательный анализ и подробное отслеживание всех видов логистических издержек, причем, не только крупных, но и мелких, связанных с движением материального потока на пути от производителя до конечного потребителя:

  • При традиционном подходе учитываются, как правило, только крупные центры издержек и не принимаются во внимание мельчайшие, которые в совокупности дают значительную сумму.

  • Этот принцип был открыт в 1956 году учеными Гарвардского университета и получил название «Метод TDС» (total distribution costs) или «Принцип единого зонтика».

3. Координация действий всех заинтересованных участников товародвижения на основе взаимной, добровольной экономической заинтересованности

  • Это, так называемый, принцип «Отсутствия конфликтов между целью всей системы и целями отдельных подсистем».
  • Он означает, что все звенья цепи товародвижения должны работать согласованно с ориентацией на конечный результат, как единый слаженный механизм.

Координация может быть межфункциональной и межорганизационной

Межфункциональная координация

  • - это координация действий участников логистического процесса на уровне отдельного предприятия.
  • Она должна обеспечиваться между различными функциональными подразделениями (отделами) фирмы, или между ее работниками , возглавляющими отдельные направления деятельности.

Межорганизационная координация

  • это координация действий данной фирмы с ее партнерами, с различными

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
838 Kb
Скачали:
0