4. Основные аспекты логистики как экономической категории.
Логистику можно рассматривать с трех аспектов:
1. Логистика - как многостадийный
хозяйственный процесс;
2. Логистика - как система управления;
3. Логистика - как научное
направление
Логистика - как многостадийный хозяйственный процесс Существуют следующие стадии движения материального потока:
складирование готовой продукции на складе производителя, её упаковка, маркировка, погрузка на транспортное средство, оформление документации на отправку товара в адрес потребителя;
транспортировка товаров, перегрузка с одного вида транспорта на другой, транспортно – экспедиционное обслуживание процесса транспортировки;
приемка по количеству и качеству, выгрузка на складе оптового потребителя, складирование, хранение и отпуск потребителям;
те же операции, но на уровне розничного торгового предприятия.
Как система управления:
Логистика как система управления состоит из управляемой и управляющей подсистем.
к управляемой подсистеме можно отнести склады торгово-посреднических, транспортных предприятий, транспортные, торговые, производственные предприятия и весь логистический процесс.
К управляющей подсистеме можно отнести:
структурно – функциональные подразделения торгово – посреднических и транспортных фирм, а также координирующие органы государственного управления, призванные осуществлять управление МИФ потоками.
Как научное направление
Логистика связана с поиском новых возможностей повышения эффективности движения материальных потоков и представляет собой междисциплинарную область знаний, развивающуюся на стыках различных наук.
При этом она использует категории экономики, промышленности, транспорта, торговли, связи и т.д. Она постепенно приобретает свою научную теорию и методологию.
5. Отличие логистического подхода от традиционного:
1. Системный подход. «Концепция общих издержек»;
2. Комплексный учет, тщательный анализ и подробное отслеживание всех видов логистических издержек, связанных с движением материального потока на пути от производителя до конечного потребителя.
3. Оптимизационный подход;
4. Координация действий всех заинтересованных участников товародвижения на основе взаимной, добровольной экономической заинтересованности;
1. Системный подход
Это комплексное изучение объектов исследования как единого целого с позиции системного анализа.
В свою очередь, системный анализ - это методология исследования любых объектов путем представления их в качестве систем и анализа этих систем.
Системный подход позволяет рассматривать любые объекты как комплекс взаимосвязанных подсистем, т.е. структурно – функциональных подразделений, которые должны быть объединены общей целью. Это значит, что между ними должна быть тесная взаимосвязь и взаимозависимость.
Оптимизация отдельных (подсистем)направлений деятельности фирмы без учета их взаимодействия с другими может привести к противоположному (отрицательному) результату.
Этот подход получил название «Концепция общих издержек», согласно которой критерием экономической эффективности в логистике является минимум совокупных затрат.
2. Комплексный учет, тщательный анализ и подробное отслеживание всех видов логистических издержек, причем, не только крупных, но и мелких, связанных с движением материального потока на пути от производителя до конечного потребителя:
При традиционном подходе учитываются, как правило, только крупные центры издержек и не принимаются во внимание мельчайшие, которые в совокупности дают значительную сумму.
Этот принцип был открыт в 1956 году учеными Гарвардского университета и получил название «Метод TDС» (total distribution costs) или «Принцип единого зонтика».
3. Координация действий всех заинтересованных участников товародвижения на основе взаимной, добровольной экономической заинтересованности
Это, так называемый, принцип «Отсутствия конфликтов между целью всей системы и целями отдельных подсистем».
Он означает, что все звенья цепи товародвижения должны работать согласованно с ориентацией на конечный результат, как единый слаженный механизм.
Координация может быть межфункциональной и межорганизационной
Межфункциональная координация
- это координация действий участников логистического процесса на уровне отдельного предприятия.
Она должна обеспечиваться между различными функциональными подразделениями (отделами) фирмы, или между ее работниками , возглавляющими отдельные направления деятельности.
Межорганизационная координация
это координация действий данной фирмы с ее партнерами, с различными