Автомобиль МАЗ-6422 оборудован: барабанным тормозом с разделенным пневматическим приводом на все колеса; стояночным тормозом – пружинный энергоаккумуляторный с пневматическим приводом; воздушный компрессор - двухцилиндровый, с жидкостным охлаждением.
Рулевой механизм – двухступенчатый с винтовой передачей 2 и зубчатой парой 6, с гидравлическим усилителем и передаточным числом 23,6.
Принцип действия гидроусилителя : при не вращающемся рулевом колесе золотник распределителя Р находится в нейтральном положении и масло из бака Б насосом Н перекачивается обратно в бак. При вращении р.к. 7 сошка 5 переключает золотник распределителя относительно корпуса, связанного продольной рулевой тягой 4 с управляющими колесами в позицию 1, при этом масло подается в штоковую полость цилиндра, а поршневая полость цилиндра сообщается с баком. Шток через рулевую трапецию поворачивает колеса, которые через 1 тянут корпус распределителя в сторону переключения золотника. При остановке вала, продолжающееся движение корпуса через рулевую тягу возвращает распределитель в нейтральное по ложение. Этим обеспечивается «следящее» действие гидроусилителей.
2. Определение массы автомобиля.
Полная масса автомобиля ma, кг [1]:
ma= mн(1+nб)+ mпzп , (1)
где mн- нагрузка на седельное устройство автомобиля, (mн =14800 кг);
nб- коэф. учитывающий снаряжение автомобиля:
nб=1/ ne , (2)
где ne- коэф. использования массы, (ne=2,35 [2, прл.1] );
mп- масса пассажира, кг(mп=80кг[2]);
zп- число пассажиров, включая водителя (zп=3[2]).
По формуле (2):
nб=1/2,35=0,426;
ma=14800(1+0,426)+80*3=21345 кг
3. Выбор шин.
Шины выбираем по нагрузке на наиболее нагруженное колесо. У автомобилей с колесной схемой 6x4 на переднюю ось при полном использовании грузоподъемности приходится около 25% нагрузки. На задних осях автомобиля обычно монтируют по 4 шины, каждая из которых может испытывать большую нагрузку, чем шина переднего колеса. Все колеса автомобиля по конструкции почти всегда одинаковы и взаимозаменяемы.
передняя ось (25% нагрузки) – 5336кг, т.к. на передней оси стоят две шины, то каждая воспринимает:
5336 / 2 = 2668кг;
заднии оси (75% нагрузки) – 16008кг, т.к. задних осей две и на каждой стоит по 4 шины, то каждая шина будет воспринимать:
16008 / 2 / 4 = 2001кг.
Наиболее нагруженные колеса передние.
Принимаем шины: 300-508Р(11,00R-20);
Радиус качения – 505±5 мм;
Ширина профиля – 292мм;
Посадочный диаметр обода – 508мм;
Диаметр шины Д, мм [1]:
Д=2,16B+d, (3)
Д= 2.16*292+508=1140мм
Допустимая нагрузка – 2900кг [1].
4. Определение мощности двигателя автомобиля,
расчёт внешней характеристики.
Мощность двигателя Pev, кВт[2]:
Pev=Vmax*103(Gaf+KвAV2max)/hтр, (4)
где Vmax – максимальная скорость движения, м/с (Vmax=90км/ч=25м/с);
Ga – сила тяжести автомобиля с полуприцепом, Н*м;
Ga=( ma+ mп/п)g, (5)
где ma – масса автомобиля (ma=21345кг [рассчитана]);
mп/п – масса полуприцепа (mп/п=2/3 mп=2/3*44400=29600 кг);
g-ускорение свободного падения, м/с2(g=9,8м/с2);
Ga=(21345+29600)*9,81=40456*9,81=499261 Н;
f-коэффициент сопротивления перекатыванию;
f=(0,015...0,020)+6*10-6V2max, (6)
f=0.0175+6*10-6*252=0.0175+6*10-6*625=0,021;
Kв -коэффициент обтекаемости (аэродинамический), Н*с2/м4 ;
(Kв=0.65Н*с2/м4 [1]);
A-лобовая площадь автомобиля, м2 [2];
А=В*Н, (7)
где В-колея машины (В=1.970м);
Н-высота машины (Н=2.650м);
А= 1.97*2.65=5,2205м2;
h тр –КПД трансмиссии (h тр=0.88[2]);
Pev=25*10-3(499261*0,021+0,65*625*5,2205)/0.88=358,1 кВт.
Максимальная мощность двигателя Pmax, кВт [2]:
Pmax= Pev/[a(nmax/nр)+b(nmax/nр)2-(nmax/nр)3], (8)
где a, b-эмпирические коэфициеиты (a=0.87, b=1.13 [2]);
nmax/nр=1.2 [2] (nmax=3840 об/мин, nр=3200 об/мин);
Pmax=358,1/[(0.87*1.2+1.13*(1.2)2-(1.2)3]=379,7 кВт.
Для построения внешней характеристики формулу (8) записывают в виде:
Pe= Pmax[ 0,87*(nе/nр)+1,13*(nе/nр)2-(nе/nр)3], (9)
где Pe, nе- текущее значения соответственно мощности двигателя и частоты вращения коленчатого вала.
Задаваясь значениями nе, которые соответствуют значениям nе/nр=0.2;0.4…1.0,1.2 определяем величины мощностей Pe.
Крутящий момент на валу Те, Н*м [2]:
Те=1000*Pe/we, (10)
где we-угловая скорость рад/c;
we=2pne. (11)
Таблица 4.1 – Мощность двигателя автомобиля.
Показатели |
Отношение nе/nр |
|||||
nе=10.6 |
nе=21.33 |
nе=31.99 |
nе=42.66 |
nе=53.33 |
nе=63.99 |
|
0.2 |
0.4 |
0.6 |
0.8 |
1.0 |
1.2 |
|
we, рад/с |
66,57 |
133,96 |
200,95 |
267,93 |
334,91 |
401,89 |
Pe, кВт |
80,2 |
176,5 |
270,65 |
344,5 |
379,7 |
358,1 |
Те, Н*м |
1204,7 |
1318,2 |
1346,85 |
1285,8 |
1133,7 |
891 |
Внешняя характеристика двигателя приведена на рис. 2
5. Определение передаточных чисел трансмиссии.
Передаточное число главной передачи iгл [2]:
iгл= wmax*rk/(Vmax*iкв*iдв), (12)
где wmax - угловая скорость, рад/c (wmax=401.89 рад/c [ таблица 1]);
rk - радиус качения, м (rk=0.505 м);
Vmax - максимальная скорость, м/с (Vmax=25м/с);
iкв- передаточное отношение коробки передач (КПП) на высшей передаче (iкв=0,8) [2];
iдв- передаточное отношение высшей передачи раздаточной коробки (iдв=1) [2];
iгл=401,89*0,505/(25*0,8*1)=10,14.
Передаточное число первой передачи в КПП определяем из условия обеспечения движения при заданном максимальном дорожном сопротивлении ymax (ymax=0.21).
iк1= Ga*ymax* rk/( Тmax*iгл* iдн*h тр), (13)
где Тmax-максимальный момент двигателя;
iк1=499261*0,21*0,505/(1346,85*10,14*1*0,88)=4.4
Полученное значение iк1 проверяем по условию отсутствия буксования Fk£Fj, где Fj - сила тяги по сцеплению.
i¢к1=j*rk* Gcц/(Тmax*iгл* iдн*h тр), (14)
где j- коэффициент сцепления (j=0,75 [2]);
Gcц- сцепной вес, Н;
Gcц=mag, (15)
Gcц=21345*9.81=209.4 кН;
i¢к1=0,75*0,505*209,4*103/(1346.85*10,14*0.88)=6,6.
Условие выполняется, буксование отсутствует.
Передаточное число передач iкi [2]:
iк=n-1Ö i1n-k , (16)
где k-номер передачи;
n-число ступеней без задней и ускоряющей передач (n=4);
Передаточное отношение второй передачи:
i2=4-1Ö 4.44-2 = 2,69.
Передаточное отношение третьей передачи:
i3=4-1Ö 4.44-3 = 1,64.
Передаточное отношение четвертой передачи:
i4=4-1Ö 4.44-4 =1.
Передаточное отношение пятой передачи:
i5=4-1Ö 4.44-5 =0,61.
Передаточное число задней передачи iзх выбираем в пределах:
iзх=(1.15…1.25) i1 [2], (17)
iзх=1.2*4,4=5,28.
Устойчивая минимальная скорость Vmin, м/с [2]:
Vmin= rk*nmin/( i1*iгл), (18)
где nmin-минимально устойчивые обороты колен вала дизеля (nmin=100рад/с);
Vmin- минимально возможная скорость;
Vmin= 0.505*100/(2*p*4,4 *10,14)=0,18 м/с.
6. Геометрические характеристики проходимости машины.
К геометрическим характеристикам проходимости машины относятся: дорожный просвет d; углы въезда aп и углы съезда bп; радиусы продольной Rпр и поперечной проходимости Rпоп. Дорожный просвет характеризует возможность движения автомобиля без задевания сосредоточенных на дороге препятствий . Принимаем минимальный дорожный просвет d=270 [2, табл.2]. Углы въезда aп6 и углы съезда bп характеризуют проходимость автомобиля по неровным дорогам в момент преодоления препятствия, aп=27°, bп=28°[2]. Радиусы продольной Rпр и поперечной проходимости Rпоп определяют очертания препятствия, которое может преодолеть данный автомобиль с данными характеристиками без контакта с ним, Rпр=3,7м, Rпоп=1,4м [2].
7. Построение динамической характеристики автомобиля.
Задаваясь последовательно nmin, nт, nmax определяем соответствующие им значения скоростей Vi, м/с [2]:
Vi=2*p*rk* nеi/iтр, (19)
где nеi – соответствующая частота вращения, об/с;
iтр –передаточное число трансмиссии на данной передаче;
Передаточное число трансмиссии iтр[2]:
iтр= iгл*iki* iдв. (20)
Таблица 7.1 – Расчет передаточных чисел трансмиссии
Передача |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
iтр |
44,6 |
27,28 |
16,6 |
10,14 |
6,19 |
Сопротивление ветра Fв, Н [2]:
Fв=Kв*A*Vi2, (21)
где Kв- аэродинамический коэффициент, Н*с2/м2 [1]:
Kв=0.65Н*с2/м4 [1];
Динамический фактор Д [2]:
Д=[Тei*iтр*h тр/rk-KвAV2 ]/Ga, (22)
где Тei- текущее значение момента, Н*м;
Ga-вес снаряженного автомобиля, Н (Ga=499,261кН);
По формулам (19), (21), (22) с учетом внешней характеристики двигателя рассчитываем nе, Vi, Tеi, Д, Fв и заносим в таблицу 7.2.
Таблица 7.2 - Динамическая характеристика трансмиссии автомобиля.
Показатель |
iтр1 |
iтр2 |
iтр3 |
||||||
nmin |
nт |
nmax |
nmin |
nт |
nmax |
nmin |
nт |
nmax |
|
nе, об/с |
15,92 |
31,99 |
63,9 |
15,92 |
31,99 |
63,9 |
15,92 |
31,99 |
63,9 |
Vi, м/с |
1,13 |
2,27 |
4,54 |
1,85 |
3,71 |
7,43 |
3,04 |
6,11 |
12,21 |
Tеi, Н*м |
1285 |
1346,9 |
891 |
1285 |
1346,9 |
891 |
1285 |
1346,9 |
891 |
Fв, Н |
4,33 |
17,49 |
69,94 |
11,61 |
46,7 |
187,33 |
31,36 |
126,68 |
505,89 |
Д |
0,2 |
0,21 |
0,14 |
0,12 |
0,13 |
0,08 |
0,074 |
0,078 |
0,051 |
Продолжение таблицы 7.2.
Показатель |
iтр4 |
iтр5 |
||||
nmin |
nт |
nmax |
nmin |
nт |
nmax |
|
nе, об/с |
15,92 |
31,99 |
63,9 |
15,92 |
31,99 |
63,9 |
Vi, м/с |
4,98 |
10 |
19,99 |
8,16 |
16,39 |
32,7 |
Tеi, Н*м |
1285 |
1346,9 |
891 |
1285 |
1346,9 |
891 |
Fв, Н |
84,16 |
339,33 |
1355,97 |
225,95 |
911,56 |
3628,45 |
Д |
0,045 |
0,047 |
0,029 |
0,027 |
0,0273 |
0,012 |
Ограничиваем динамический фактор областью достаточной по условию сцепления:
Дсц=Fj - Fв/ Ga, (23)
где Fj - сила тяги по сцеплению, Н;
Fв – сила сопротивления ветра, Н (т.к. при буксовании эта сила мала, то примем Fв=0);
Fj= Gсц*j, (24)
где j-коэффициент сцепления (для асфальтобетонного покрытия j=0,75) [1]:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.