Описание устройства автомобиля, разработка схем - кинематической, гидравлической. Определение массы автомобиля

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Автомобиль  МАЗ-6422  оборудован: барабанным тормозом  с  разделенным пневматическим  приводом на  все  колеса; стояночным тормозом – пружинный энергоаккумуляторный с пневматическим приводом; воздушный  компрессор -  двухцилиндровый, с  жидкостным  охлаждением.

Рулевой  механизм – двухступенчатый  с  винтовой  передачей 2 и  зубчатой парой 6, с гидравлическим усилителем и передаточным числом  23,6.

Принцип  действия  гидроусилителя : при  не вращающемся  рулевом  колесе  золотник  распределителя  Р  находится  в  нейтральном  положении  и   масло  из  бака Б  насосом  Н   перекачивается  обратно  в  бак.  При  вращении  р.к. 7 сошка 5 переключает золотник  распределителя  относительно  корпуса, связанного  продольной  рулевой  тягой  4 с  управляющими  колесами  в  позицию 1, при  этом  масло  подается  в  штоковую  полость  цилиндра,  а  поршневая  полость  цилиндра  сообщается  с  баком.  Шток  через  рулевую  трапецию  поворачивает  колеса,  которые  через  1  тянут  корпус  распределителя  в  сторону  переключения  золотника. При  остановке  вала,  продолжающееся  движение  корпуса  через  рулевую  тягу  возвращает  распределитель  в  нейтральное  по ложение. Этим  обеспечивается  «следящее» действие  гидроусилителей.

2. Определение массы автомобиля.

Полная масса автомобиля ma, кг [1]:

ma= mн(1+nб)+ mпzп ,                                                            (1)

где mн- нагрузка на седельное устройство автомобиля, (mн =14800 кг);

nб- коэф. учитывающий снаряжение автомобиля:

nб=1/ ne ,                                                                                (2)

где ne- коэф. использования массы, (ne=2,35 [2, прл.1] );

mп- масса пассажира, кг(mп=80кг[2]);

zп- число пассажиров, включая водителя (zп=3[2]).

По формуле (2):

nб=1/2,35=0,426;

ma=14800(1+0,426)+80*3=21345 кг

                                 3. Выбор шин.

Шины выбираем по нагрузке на наиболее нагруженное колесо. У автомобилей с колесной схемой 6x4 на переднюю ось при полном использовании грузоподъемности приходится около 25% нагрузки. На задних осях автомобиля обычно монтируют  по 4 шины, каждая из которых может испытывать большую нагрузку, чем шина переднего колеса. Все колеса автомобиля по конструкции почти всегда одинаковы и взаимозаменяемы.

передняя ось (25% нагрузки) – 5336кг, т.к. на передней оси стоят две шины, то каждая воспринимает:

5336 / 2 = 2668кг;

заднии оси (75% нагрузки) – 16008кг, т.к. задних осей две и на каждой стоит по 4 шины, то каждая шина будет воспринимать:

16008 / 2 / 4 = 2001кг.

Наиболее нагруженные колеса передние.

Принимаем шины: 300-508Р(11,00R-20);

Радиус качения – 505±5 мм;

Ширина профиля – 292мм;

Посадочный диаметр обода – 508мм;

Диаметр шины Д, мм [1]:

Д=2,16B+d,                                                                                     (3)

Д= 2.16*292+508=1140мм

Допустимая нагрузка – 2900кг [1].

4. Определение мощности двигателя автомобиля,

расчёт внешней характеристики.

Мощность двигателя Pev, кВт[2]:

Pev=Vmax*103(Gaf+KвAV2max)/hтр,                                                    (4)

где Vmax – максимальная скорость движения, м/с (Vmax=90км/ч=25м/с);

Ga – сила тяжести автомобиля с полуприцепом, Н*м;

Ga=( ma+ mп/п)g,                                                                                  (5)

где ma – масса автомобиля (ma=21345кг [рассчитана]);

mп/п – масса полуприцепа (mп/п=2/3 mп=2/3*44400=29600 кг);

g-ускорение свободного падения, м/с2(g=9,8м/с2);

Ga=(21345+29600)*9,81=40456*9,81=499261 Н;

f-коэффициент сопротивления перекатыванию;

f=(0,015...0,020)+6*10-6V2max,                                                                                            (6)

f=0.0175+6*10-6*252=0.0175+6*10-6*625=0,021;

Kв -коэффициент обтекаемости (аэродинамический), Н*с24 ;   

(Kв=0.65Н*с24 [1]);

A-лобовая площадь автомобиля, м2 [2];

А=В*Н,                                                                                                (7)

где В-колея машины (В=1.970м);

Н-высота машины (Н=2.650м);

А= 1.97*2.65=5,2205м2;

h тр –КПД трансмиссии (h тр=0.88[2]);

Pev=25*10-3(499261*0,021+0,65*625*5,2205)/0.88=358,1 кВт.

Максимальная мощность двигателя Pmax, кВт [2]:

Pmax= Pev/[a(nmax/nр)+b(nmax/nр)2-(nmax/nр)3],                                        (8)

где a, b-эмпирические коэфициеиты (a=0.87, b=1.13 [2]);

nmax/nр=1.2 [2] (nmax=3840 об/мин, nр=3200 об/мин);

Pmax=358,1/[(0.87*1.2+1.13*(1.2)2-(1.2)3]=379,7 кВт.

Для построения внешней характеристики формулу (8) записывают в виде:

Pe= Pmax[ 0,87*(nе/nр)+1,13*(nе/nр)2-(nе/nр)3],                                      (9)

где Pe, nе- текущее значения соответственно мощности двигателя и частоты вращения коленчатого вала.

Задаваясь значениями nе, которые соответствуют значениям nе/nр=0.2;0.4…1.0,1.2 определяем величины мощностей Pe.

Крутящий момент на валу Те, Н*м [2]:

Те=1000*Pe/we,                                                                                    (10)

где we-угловая скорость рад/c;

we=2pne.                                                                                                                                             (11)

Таблица 4.1 – Мощность двигателя автомобиля.

Показатели

Отношение nе/nр

nе=10.6

nе=21.33

nе=31.99

nе=42.66

nе=53.33

nе=63.99

0.2

0.4

0.6

0.8

1.0

1.2

we, рад/с

66,57

133,96

200,95

267,93

334,91

401,89

Pe, кВт

80,2

176,5

270,65

344,5

379,7

358,1

Те, Н*м

1204,7

1318,2

1346,85

1285,8

1133,7

891

Внешняя характеристика двигателя приведена на рис. 2

5. Определение передаточных чисел трансмиссии.

Передаточное число главной передачи iгл [2]:

iгл= wmax*rk/(Vmax*iкв*iдв),                                                                     (12)

где wmax - угловая скорость, рад/c (wmax=401.89 рад/c [ таблица 1]);

rk - радиус качения, м (rk=0.505 м);

Vmax - максимальная скорость, м/с (Vmax=25м/с);

iкв- передаточное отношение коробки передач (КПП) на высшей передаче (iкв=0,8) [2];

iдв- передаточное отношение высшей передачи раздаточной коробки (iдв=1) [2];

iгл=401,89*0,505/(25*0,8*1)=10,14.

Передаточное число первой передачи в КПП определяем из условия обеспечения движения при заданном максимальном дорожном сопротивлении ymax (ymax=0.21).

iк1= Ga*ymax* rk/( Тmax*iгл* iдн*h тр),                                                       (13)

где Тmax-максимальный момент двигателя;

iк1=499261*0,21*0,505/(1346,85*10,14*1*0,88)=4.4

Полученное значение iк1 проверяем по условию отсутствия буксования Fk£Fj, где Fj - сила тяги по сцеплению.

к1=j*rk* Gcц/(Тmax*iгл* iдн*h тр),                                                            (14)

где j- коэффициент сцепления (j=0,75 [2]);

Gcц- сцепной вес, Н;

Gcц=mag,                                                                                              (15)

Gcц=21345*9.81=209.4 кН;

к1=0,75*0,505*209,4*103/(1346.85*10,14*0.88)=6,6.

Условие выполняется, буксование отсутствует.      

Передаточное число передач iкi [2]:

iк=n-1Ö i1n-k  ,                                                                                          (16)

где k-номер передачи;

n-число ступеней без задней и ускоряющей передач (n=4);

Передаточное отношение второй передачи:

i2=4-1Ö 4.44-2  = 2,69.

Передаточное отношение третьей передачи:

i3=4-1Ö 4.44-3 = 1,64.

Передаточное отношение четвертой передачи:

i4=4-1Ö 4.44-4 =1.

Передаточное отношение пятой передачи:

i5=4-1Ö 4.44-5 =0,61.

Передаточное число задней передачи iзх выбираем в пределах:

iзх=(1.15…1.25) i1   [2],                                                                        (17)

iзх=1.2*4,4=5,28.

Устойчивая минимальная скорость Vmin, м/с [2]:

Vmin= rk*nmin/( i1*iгл),                                                                            (18)

где nmin-минимально устойчивые обороты колен вала дизеля (nmin=100рад/с);

Vmin- минимально возможная скорость;

Vmin= 0.505*100/(2*p*4,4 *10,14)=0,18 м/с.

6. Геометрические характеристики проходимости машины.

К геометрическим характеристикам проходимости машины относятся: дорожный просвет d; углы въезда aп и углы съезда bп; радиусы продольной Rпр и поперечной проходимости Rпоп. Дорожный просвет характеризует возможность движения автомобиля без задевания сосредоточенных на дороге препятствий . Принимаем минимальный дорожный просвет d=270 [2, табл.2]. Углы въезда aп6 и углы съезда bп характеризуют проходимость автомобиля по неровным дорогам в момент преодоления препятствия, aп=27°, bп=28°[2]. Радиусы продольной Rпр и поперечной проходимости Rпоп определяют очертания препятствия, которое может преодолеть данный автомобиль с данными характеристиками без контакта с ним, Rпр=3,7м, Rпоп=1,4м [2].

7. Построение динамической характеристики автомобиля.

Задаваясь последовательно   nmin, nт, nmax  определяем соответствующие им значения скоростей Vi, м/с [2]:

Vi=2*p*rk* nеi/iтр,                                                                                      (19)

где nеi – соответствующая частота вращения, об/с;

iтр –передаточное число трансмиссии на данной передаче;

Передаточное число трансмиссии iтр[2]:

iтр= iгл*iki* iдв.                                                                                                                                         (20)

Таблица 7.1 – Расчет передаточных чисел трансмиссии

Передача

1

2

3

4

5

iтр

44,6

27,28

16,6

10,14

    6,19

Сопротивление ветра Fв, Н [2]:

Fв=Kв*A*Vi2,                                                                                            (21)

где Kв- аэродинамический коэффициент, Н*с22 [1]:

Kв=0.65Н*с24 [1];

Динамический фактор Д [2]:

Д=[Тei*iтр*h тр/rk-KвAV2 ]/Ga,                                                                  (22)

где Тei- текущее значение момента, Н*м;

Ga-вес снаряженного автомобиля, Н (Ga=499,261кН);

По формулам (19), (21), (22) с учетом внешней характеристики двигателя рассчитываем nе, Vi, Tеi, Д, Fв и заносим в таблицу 7.2.

Таблица 7.2 -  Динамическая характеристика трансмиссии автомобиля.

Показатель

iтр1

iтр2

iтр3

nmin

nт

nmax

nmin

nт

nmax

nmin

nт

nmax

nе, об/с

15,92

31,99

63,9

15,92

31,99

63,9

15,92

31,99

63,9

Vi, м/с

1,13

2,27

4,54

1,85

3,71

7,43

3,04

6,11

12,21

Tеi, Н*м

1285

1346,9

891

1285

1346,9

891

1285

1346,9

891

Fв, Н

4,33

17,49

69,94

11,61

46,7

187,33

31,36

126,68

505,89

Д

0,2

0,21

0,14

0,12

0,13

0,08

0,074

0,078

0,051

Продолжение таблицы 7.2.

Показатель

iтр4

iтр5

nmin

nт

nmax

nmin

nт

nmax

nе, об/с

15,92

31,99

63,9

15,92

31,99

63,9

Vi, м/с

4,98

10

19,99

8,16

16,39

32,7

Tеi, Н*м

1285

1346,9

891

1285

1346,9

891

Fв, Н

84,16

339,33

1355,97

225,95

911,56

3628,45

Д

0,045

0,047

0,029

0,027

0,0273

0,012

Ограничиваем динамический фактор областью достаточной по условию сцепления:     

Дсц=Fj - Fв/ Ga,                                                                                                                              (23)

где Fj - сила тяги по сцеплению, Н;

Fв – сила сопротивления ветра, Н (т.к. при буксовании эта сила мала, то примем Fв=0);

Fj= Gсц*j,                                                                                            (24)

где j-коэффициент сцепления (для асфальтобетонного покрытия j=0,75) [1]:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Ремонт машин
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
123 Kb
Скачали:
0