Содержание
2. Выбор материала, определение расчетных сопротивлений и допускаемых
напряжений ___
4. Расчет устойчивости стрелы и её элементов ___
5. Расчет и конструирование узлов ___
Список литературы ___
На сегодняшний день большую часть подъемно-транспортных машин составляют краны. Целью данной работы являются: составить по заданным требованиям схему стрелы крана, определить усилия в элементах стрелы, подобрать сечения этих элементов и спроектировать стрелу.
По принята сигарообразная форма стрелы со вставкой, с треугольной без стоек решеткой.
Размеры стрелы принимаем по следующим рекомендациям .
Высота стрелы по середине длины:
, (1)
где -длина стрелы, м ().
Ширина сечения по середине длины:
(2)
Ширина сечения стрелы на опоре:
(3)
Высота сечений у концов стрелы .
Ширина стрелы у головной части .
Длина трапециевидной части с обеих сторон стрелы .
Материал для металлоконструкций машин должен быть прочным, упругим, должен сопротивляться циклическим и ударным воздействиям как при положительных, так и при отрицательных температурах, обладать коррозийной стойкостью и хорошей свариваемостью.
Указанным требованиям соответствуют стали с содержанием углерода не более 0,22…0,25%.
Стали с большим содержанием углерода, несмотря на высокую прочность, для металлоконструкций не принимаются из-за склонности к хрупкому разрушению и плохой свариваемости.
Для снижения металлоемкости конструкции и улучшения технической характеристики машины сталь необходимо выбирать наиболее прочную. Но в тоже время сталь должна быть вязкой, обладать динамической и циклической прочностью.
По рекомендациям принята сталь 09Г2С в химический состав которой входят: углерода-0,09%, марганца- 2%, кремния менее 1%.
Марганец резко повышает прочность материала, не влияя на ударную вязкость, несколько увеличивает трещиностойкость. Кремний также повышает прочность и так как его менее 1%, то он не влияет на ударную вязкость, трещиностойкость и не снижает свариваемость.
Выбранная сталь имеет следующие характеристики :
Работает в тяжелых условиях при статических и динамических нагрузках;
Нормативное сопротивление по пределу текучести
Нормативное временное сопротивление
Расчетные характеристики определяем по допускаемым напряжениям. В нашем случае мы не можем применить более точный метод расчета по предельным состояниям, так как для автомобильного крана нет точной статистики нагрузки.
Допускаемое нормативное напряжение:
(4)
где – предел текучести стали();
- коэффициент запаса прочности (=1,4).
Допускаемое касательное напряжение на срез сварного шва:
(5)
.
Расчет усилий в элементах стрелы произведен при максимальных рабочих нагрузках: разгон или торможение механизма поворота крана. При расчете на стрелу действуют вертикальные и горизонтальные нагрузки. Расчетная схема стрелы приведена на рисунке 2. Эпюры поперечных, продольных сил и изгибающих моментов приведены на рисунке 3.
где – сила тяжести стрелы, кН ();
-длина стрелы, м ().
.
2) Вертикальная расчетная нагрузка от силы тяжести груза.
, (7)
где-номинальная грузоподъемность, кН ();
-сила тяжести крюковой подвески.
,
кН.
кН.
3) Силы инерции масс стрелы и груза в горизонтальной плоскости, возникающие при повороте стрелы, приняты равными 10% от соответствующих вертикальных нагрузок.
Сила инерции массы стрелы:
.
Сила инерции массы груза:
.
кН.
.
4) Горизонтальная ветровая нагрузка на стрелу:
, (8)
где W-удельная ветровая нагрузка;
W=Pвс +Рвд , (9)
где Pвс - статическая составляющая ветровой нагрузки;
Рвд – динамическая составляющая ветровой нагрузки;
Pвс =∑(рвhAн), (10)
где рвh - распределенное давление ветра в данной зоне высоты;
, (11)
где qВ – динамическое давление ветра, Па (qВ=125);
k – поправочный коэффициент, учитывающий динамического давления по высоте[3], (k=1,25);
c – коэффициент аэродинамической силы [3], (с=1,6);
n7 – коэффициент перегрузки [3], (n7=1);
.
Ан - расчетная наветренная площадь (нетто) стрелы.
Aн=φЗAб , (12)
где φЗ – коэффициент сплошности конструкции, (φЗ =0,35);
Aб – площадь конструкции брутто;
Aн=0,35 19,15=6,7 м2.
Pвс =250 6,7=1,675 кН.
Рвд = 3mп ξв , (13)
где mп – коэффициент пульсации скорости ветра принимаемый в зависимости от высоты рассматриваемого участка крана над поверхностью земли [3], (mп=0,12);
ξв – коэффициент динамичности, определяемый в зависимости от периода τ собственных колебаний крана;
(14)
где mГ – масса номинального груза, кг (mГ=3000);
mМ – масса конструкции крана приведенная к середине строения;
(15)
где mС – масса стрелы, кг (mС=3500);
сМ – коэффициент жесткости металлоконструкции приведенный к середине строения;
(16)
где Jx – момент инерции стрелы относительно оси X;
Предварительно зададимся поясным уголком: 100 x 10;
(17)
где J1 – момент инерции поясного уголка, см4 (J1=179);
AП – площадь сечения поясного уголка, см2 (AП=19,2);
;
;
.
Принимаем τ = 1, выбираем соответствующий коэффициент динамичности [3]: ξв=1,75.
250=0,16 кН.
W=1,675 +0,16=1,835 кН.
.
5) Горизонтальная ветровая нагрузка на груз.
, (18)
где -подветренная площадь груза, .
6) Вертикальная ветровая нагрузка на стрелу:
(19)
где Aн – площадь стрелы нетто;
Aн=24,9 0,35=8,72 м2,
7) Сила действующая на канат механизма подъема груза.
, (20)
где m-кратность полиспаста, ;
8) Сила от раскачивания груза.
, (21)
где Q – грузоподъемность, (Q = 30 кН);
, (22)
, (23)
где L – вылет стрелы (L=13 м);
, (24)
где
9) Центробежная сила стрелы.
, (25)
где - масса соответствующего элемента.
,
где
10) Центробежная сила груза.
,
Для определения усилий в стреле от силы тяжести груза необходимо найти неизвестные реакции:
Rв и H – составляющие реакции в опорном шарнире;
SПС – усилие в гибкой оттяжке – стреловом канате.
Усилия в стреловом канате в вертикальной плоскости:
(26)
Реакцию в опорном шарнире находим их уравнения:
(27)
Вторая реакция находится из уравнения:
(28)
Усилие в стреле (в шарнире) в горизонтальной плоскости:
(29)
Уравнение равновесия относительно оси Y:
(30)
Определение усилий в поясах стрелы.
Рисунок 4. – Схема к расчету усилий в поясах стрелы.
Расчетное усилие в поясе стрелы у одного шарнира , равное сумме усилий
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.