Исходные данные.
Автомобиль…………………………………………………….ГАЗ-53-12
Снаряженная масса…………………………………………….3200 кг на переднюю ось………………………………….1430 кг на заднюю ось…………………………………….1770 кг
Полная масса…………………………………………………...7700 кг на переднюю ось………………………………….1870 кг на заднюю ось…………………………………….5825 кг
Максимальная скорость……………………………………….90 км/ч
Марка двигателя……………………………………………….ЗМЗ-53-11
Тип двигателя…………………………………………………...карбюраторный
Число цилиндров………………………………………………8
Максимальная мощность………………………………………88,5 кВт
Число оборотов коленчатого вала
(при максимальной мощности)………………………..……3200 об/мин
Максимальный эффективный крутящий момент……………284,5 Н·м
Число оборотов коленчатого вала
(при максимальном эффективном крутящем моменте)…...2200 об/мин
Передаточные числа передач: 1-я передача…………………6,55
2-я передача…………………3,09
3-я передача…………………1,71
4-я передача…………………1,00
Задняя передача…………….7,77
Передаточное число главной передачи………………………6,17
КПД трансмиссии………………………………………………0,8
Размер шин……………………………………………………..240 R508
Введение
В модельный ряд грузовых автомобилей ГАЗ третьего поколения входили, наряду с ГАЗ-52 грузоподъёмностью 2,5 т и ГАЗ-53 грузоподъёмностью 3,0 (позже 3,5, 4,0 и 4,5 т) полуторатонный ГАЗ-56 (серийно не выпускался) и полноприводные вездеходы ГАЗ-62 грузоподъёмностью 1,2 т и ГАЗ-66 грузоподъёмностью 2 т. Автомобили ГАЗ семейства 52/53 имели унифицированную кабину. По облицовке радиатора различают три основных типа: 1. общая идея дизайнерского решения первой серийной версий облицовки была созвучна с облицовкой ЗИЛ-130: фары вверху, подфарники — внизу. Этот тип соответствовал и ГАЗ-52-03 и первым ГАЗ-53Ф. 2. с 1975 года — подфарники вверху, над фарами, и облицовка с «улыбкой» 3. с 1985 года появляется очередная, последняя, версия облицовки — отверстия решетки вытянулись, поворотники сместились каждый ближе к своему краю А еще через год на всех новых машинах спереди стандартно были установлены комбинированные двухламповые, с неравными по размеру, оражево-прозрачными рассеивателями, «подфарники» (указатель поворота/габарит) нового типа. Кроме того, отличия ГАЗ-52 от ГАЗ-53 заключались и в колесных дисках: ГАЗ-52 и модификации имели диски с 6 вентиляционными отверствиями и более узкой резиной, ну а ГАЗ-53 вскоре после начала выпуска получили более привычные нам (и более «грузоподъемные») с тремя отверствиями, размещенными под углом 120 градусов. Хотя все диски без проблем были взаимозаменяемы. В модельном ряду ГАЗ-52 выпускались следующие модификации: грузовики с бортовой платформой и шасси с кабиной ГАЗ-52-01 и ГАЗ-52-02 с двумя вариантами колесной базы (3300 и 3700 мм).
Автомобиль движется в результате действия на него различных сил. Эти силы разделяют на силы, движущие автомобиль , и силы, оказывающие сопротивление его движению.
Основной движущей силой является сила тяги, приложенная к ведущим колесам. Сила тяги возникает в результате работы двигателя и взаимодействия ведущих колес и дороги.
Сила тяги – отношение момента на полуосях к радиусу вершин колес при равномерном движении автомобиля.
Тяговой характеристикой автомобиля называют график зависимости силы тяги от скорости автомобиля.
1. Расчет и построение графика тяговой характеристики
Тяговой характеристикой автомобиля называют график зависимости силы тяги на ведущих колесах от скорости автомобиля.
Сила тяги на ведущих колесах находится по формуле, кН:
, (1.1)
где - тяговый момент на ведущих колесах, Н·м ; - радиус ведущих колес, м.
Тяговый момент на ведущих колесах находится по формуле:
, (1.2)
где - эффективный момент на коленчатом валу, Н·м; - передаточное число трансмиссии; - КПД трансмиссии.
Радиус колеса рассчитывается по формуле:
, (1.3)
где - диаметр посадочного отверстия в шине на обод в дюймах (); - ширина шины, мм ().
Передаточное число трансмиссии находится по формуле:
, (1.4)
где - передаточное число коробки передач (передачи); - передаточное число главное передачи.
Угловые скорости ведущих колес и коленчатого вала связаны между собой зависимостью:
, (1.5)
где - угловая скорость вращения ведущих колес, рад/с; - угловая скорость вращения коленчатого вала, рад/с.
Угловая скорость находится по формуле:
, (1.6)
где n – число оборотов, об/мин.
Для расчета эффективного момента в зависимости от количества оборотов коленчатого вала используется формула:
, (1.7)
где - эффективная мощность, кВт.
Скорость движения автомобиля связана с угловой скоростью вращения ведущих колес связана зависимостью:
, (1.9)
Для первой передачи и 800 оборотов:
рад/с
рад/с
м/с = 3,4 км/ч
Н·м
Н
we |
84 |
105 |
126 |
147 |
168 |
188 |
209 |
230 |
251 |
272 |
293 |
314 |
335 |
n |
800 |
1000 |
1200 |
1400 |
1600 |
1800 |
2000 |
2200 |
2400 |
2600 |
2800 |
3000 |
3200 |
Ne |
26,3 |
33,6 |
41,0 |
48,2 |
55,3 |
62,0 |
68,3 |
73,9 |
78,8 |
82,9 |
85,9 |
87,8 |
88,5 |
Me |
314 |
321 |
326 |
329 |
330 |
329 |
326 |
321 |
314 |
304 |
293 |
280 |
264 |
wк |
2,1 |
2,6 |
3,1 |
3,6 |
4,1 |
4,7 |
5,2 |
5,7 |
6,2 |
6,7 |
7,3 |
7,8 |
8,3 |
v |
3,4 |
4,3 |
5,1 |
6,0 |
6,8 |
7,7 |
8,5 |
9,4 |
10,3 |
11,1 |
12,0 |
12,8 |
13,7 |
Pт |
22139 |
22648 |
23012 |
23231 |
23304 |
23231 |
23012 |
22648 |
22139 |
21483 |
20682 |
19735 |
18643 |
Вторая передача:
we |
84 |
105 |
126 |
147 |
168 |
188 |
209 |
230 |
251 |
272 |
293 |
314 |
335 |
n |
800 |
1000 |
1200 |
1400 |
1600 |
1800 |
2000 |
2200 |
2400 |
2600 |
2800 |
3000 |
3200 |
Ne |
26,3 |
33,6 |
41,0 |
48,2 |
55,3 |
62,0 |
68,3 |
73,9 |
78,8 |
82,9 |
85,9 |
87,8 |
88,5 |
Me |
314 |
321 |
326 |
329 |
330 |
329 |
326 |
321 |
314 |
304 |
293 |
280 |
264 |
wк |
4,4 |
5,5 |
6,6 |
7,7 |
8,8 |
9,9 |
11,0 |
12,1 |
13,2 |
14,3 |
15,4 |
16,5 |
17,6 |
v |
7,2 |
9,1 |
10,9 |
12,7 |
14,5 |
16,3 |
18,1 |
19,9 |
21,7 |
23,5 |
25,4 |
27,2 |
29,0 |
Pт |
10444 |
10684 |
10856 |
10959 |
10994 |
10959 |
10856 |
10684 |
10444 |
10135 |
9757 |
9310 |
8795 |
Третья передача:
we |
84 |
105 |
126 |
147 |
168 |
188 |
209 |
230 |
251 |
272 |
293 |
314 |
335 |
n |
800 |
1000 |
1200 |
1400 |
1600 |
1800 |
2000 |
2200 |
2400 |
2600 |
2800 |
3000 |
3200 |
Ne |
26,3 |
33,6 |
41,0 |
48,2 |
55,3 |
62,0 |
68,3 |
73,9 |
78,8 |
82,9 |
85,9 |
87,8 |
88,5 |
Me |
314 |
321 |
326 |
329 |
330 |
329 |
326 |
321 |
314 |
304 |
293 |
280 |
264 |
wк |
7,9 |
9,9 |
11,9 |
13,9 |
15,9 |
17,9 |
19,9 |
21,8 |
23,8 |
25,8 |
27,8 |
29,8 |
31,8 |
v |
13,1 |
16,4 |
19,6 |
22,9 |
26,2 |
29,5 |
32,7 |
36,0 |
39,3 |
42,5 |
45,8 |
49,1 |
52,4 |
Pт |
5780 |
5913 |
6008 |
6065 |
6084 |
6065 |
6008 |
5913 |
5780 |
5609 |
5399 |
5152 |
4867 |
Четвертая передача:
we |
84 |
105 |
126 |
147 |
168 |
188 |
209 |
230 |
251 |
272 |
293 |
314 |
335 |
n |
800 |
1000 |
1200 |
1400 |
1600 |
1800 |
2000 |
2200 |
2400 |
2600 |
2800 |
3000 |
3200 |
Ne |
26,3 |
33,6 |
41,0 |
48,2 |
55,3 |
62,0 |
68,3 |
73,9 |
78,8 |
82,9 |
85,9 |
87,8 |
88,5 |
Me |
314 |
321 |
326 |
329 |
330 |
329 |
326 |
321 |
314 |
304 |
293 |
280 |
264 |
wк |
13,6 |
17,0 |
20,4 |
23,8 |
27,2 |
30,6 |
33,9 |
37,3 |
40,7 |
44,1 |
47,5 |
50,9 |
54,3 |
v |
22,4 |
28,0 |
33,6 |
39,2 |
44,8 |
50,4 |
56,0 |
61,6 |
67,2 |
72,8 |
78,4 |
84,0 |
89,5 |
Pт |
3380 |
3458 |
3513 |
3547 |
3558 |
3547 |
3513 |
3458 |
3380 |
3280 |
3158 |
3013 |
2846 |
Задний ход:
we |
84 |
105 |
126 |
147 |
168 |
188 |
209 |
230 |
251 |
272 |
293 |
314 |
335 |
n |
800 |
1000 |
1200 |
1400 |
1600 |
1800 |
2000 |
2200 |
2400 |
2600 |
2800 |
3000 |
3200 |
Ne |
26,3 |
33,6 |
41,0 |
48,2 |
55,3 |
62,0 |
68,3 |
73,9 |
78,8 |
82,9 |
85,9 |
87,8 |
88,5 |
Me |
314 |
321 |
326 |
329 |
330 |
329 |
326 |
321 |
314 |
304 |
293 |
280 |
264 |
wк |
1,7 |
2,2 |
2,6 |
3,1 |
3,5 |
3,9 |
4,4 |
4,8 |
5,2 |
5,7 |
6,1 |
6,6 |
7,0 |
v |
2,9 |
3,6 |
4,3 |
5,0 |
5,8 |
6,5 |
7,2 |
7,9 |
8,6 |
9,4 |
10,1 |
10,8 |
11,5 |
Pт |
26262 |
26867 |
27299 |
27558 |
27644 |
27558 |
27299 |
26867 |
26262 |
25485 |
24534 |
23411 |
22115 |
Рисунок 1.1 – График тяговой характеристики.
2. Построение графика динамического паспорта
Динамический фактор есть отношение избыточной тяги к весу автомобиля:
, (2.1)
где - сила сопротивления воздуха; - полный вес автомобиля.
Для определения силы сопротивления воздуха используется зависимость, Н:
, (2.2)
где k - коэффициент сопротивления воздуха, (); - площадь поперечного сечения, м2, (м2).
Вес автомобиля находится по формуле, Н:
(2.3)
где - полная масса автомобиля, кг, (кг); - ускорение свободного падения, м/с2, (м/с2).
Динамический фактор при максимальной силе тяги:
PТ = 23304 Н,
Н,
Н,
.
Масштаб шкалы динамического фактора ненагруженного автомобиля определяют по формуле:
, (2.4)
где – масштаб шкалы динамического фактора полностью груженого автомобиля, мм, (мм); – вес снаряженного автомобиля, Н, (мм).
Одинаковые значения шкал динамических факторов D0 и Da соединяют наклонными прямыми линиями.
Чтобы учесть буксование ведущих колес график динамической
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.