1. Общая хар-ка РЭ.
Эк-ка имеет 2 смысловых знач-я: как сов-ть производственных и соц. отн-ий в общ-ве; как наука.
Э., как сов-ть произв-ых и соц. отн-ий, опр-ет создание и распред-е мат. благ в общ-ве в соотв. с ист-им способом произв-ва. Отн-я при создании и распред-ии мат. благ осущ-ся на ур-не отдел. людей и их объединений в фирмы, орг-ии, МО, регионы, гос-ва.
Э. – наука, изуч. сов-ть произв. и соц. отн-ий, проходящих в общ-ве. В завис-ти от ур-ня изуч-ых эк. объектов, явлений процессов Э. подраздел-ся на микро-, мезо- и макроэк-ку.
РЭ также имеет 2 смысловых знач-я. РЭ изучает Э. региона, точнее, Э. отдел. регионов, объект. предпосылки эк. разв-я региона (геогр. положение, природно-ресурсный, демогр, произв-ый потенциал), произв-ую стр-ру, соц. сферу и усл-я жизни, систему расселения и размещения хоз-ва, мех-м функц-я и упр-я эк-ой, эк. связи региона с др. регионами страны и др. странами
Предмет РЭ в шир. смысле сложен, многосторонен. Его глав. составляющими явл-ся: Э. отдел. региона; эк. связи м/у регионами; рег. системы (НЭ как система взаимодейств. регионов); размещ-е производит. сил; рег. аспекты эк. жизни.
В своих иссл-ях РЭ исп-ет комплекс мет-ов:
ü балансовый (сост-е балансов позв. выбрать прав. соотн-я м/у отраслями рын. специализации)
ü картограф-ий (карта в РЭ не только объект изуч-я, но и ист-ик получ-я инф-ии по размещ-ю производит. сил и Э. региона)
ü системный анализ (м-д, при кот. комплексное изуч-е пр-мы, стр-ры хоз-ва и внутр. взаимосвязей доп-ся изуч-ем их взаимодействия и окончат. выводы делаются на осн. соизмерения прям-обр связей.)
ü экономико-математические модели (модел-е террит. пропорций разв-я Э., размещ-я по отраслям хоз-ва, хоз. компл-ов регионов)
ü статистические (исчисл-е индексов на базе стат. данных, корреляц. анализ). И др.
Осн. задачей РЭ явл-ся разраб-ка стратегии эк. и соц. разв-я регионов.
2. Территориальное деление (районирование).
Деление тер-ии на рег-ны принято наз. Р. Оно провод-ся в соотв. с поставл. целями, т.е. всегда явл целевым или проблемно ориент-ым. Для 1 тер-ии м/б построено мн-во видов Р.
-Адм-тер деление.В наст вр РФ вкл 83 рег-в — субъектов(С) фед-ии. Среди них 21 респуб, 9 краев, 46 обл, 4 автоном округа одна автоном область и 2 города фед значения. Эти рег резко разл-ся по тер-ии, числ-ти нас-я, эк-му потенциалу (в тысячи раз). Но все они принадл одному ур-ю гос Р, т.к. имеют одинак прав статус СРФ. Парадокс тер-гос-го устр-ва Р, уник в мир практике. Автон округа входят в более круп тер ед-цы. Но в соотв с КРФ и тер-ая часть (автон округ), и целая тер-я (край или обл) явл равноправными СРФ. Каждый регион — СРФ(кроме М и С-Пб) дел-ся на адм-ые р-ны. Кроме того, адм-тер деление вкл города, МР и ГО, ПГТ, сельсоветы и волости.
На тер-ии РФ образовано 8 ФО: Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский. Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, ДВ. Во главе ФО стоит полномочный представитель Пр-та РФ. ФО, не затрагивая основное адм-тер деление, явл-ся формой укрепления вертикали гос.
- Общее эк-ое Р.В наст вр тер-я Р разделена на 11 эк-их р-ов. Каждый эк-ий р-н вкл опред СРФ по пр-пу смежности. Вне эк районов нах-ся только Калинингр обл. Регионы данного типа явл объектами стат набл-я, эк-го анализа и прогноз-я и частичного гос регул-я в осн в форме корд-ии.
Роль эк р-ов несколько усилилась благодаря образ-ю по иниц СРФ м/рег ассоц-ий эк взаим-я (МАЭВ). Эти ассоц-ии объед-ют инт-сы вход-их в них рег-в в эк отн-ях с фед центром.
Наряду с эк р-ми для стратег анализа и прогноз-я прим-ся деление Р на 2 макроэк зоны: Запад (европ часть и Урал) и Восток (Сибирь и ДВ). Кр того, в эк иссл-ях исп-ся укрупненные эк р-ны (прим 5—8), а также смеш схемы объед-я эк р-в, напр выд-е евр "ядра" и перифер северных, южных и вост рег-в.
Т.о, общее эк Р — это не механ деление тер-ии; оно должно проводиться на основе научной методологии и содействовать соверш-ю тер раздел-я труда, эф-ти нац рынка.
- Проблемное эк Р.Для целей гос регул-я тер-го разв-я выд-ся разл типы проблем рег-в. Напр., в со-эк политике Прав-ва Р предусм-ся спец меропр-я по таким проб рег-ам, как отсталые, депрессивные, кризисные; особо выд-ся пригранич рег-ны. Сложившаяся сит-я в таких рег-ах не позволяет им разв-ся с опорой только на собств эк рес-сы, им треб-ся гос поддержка. Указ рег-ны могут не совпадать с адм-тер ед-ми. К регионам пробл типа отн-ся также те части тер-ии страны, на кот осущ-ся общегос-ые (фед) цел пр-мы. Напр., это пр-ма разв-я ДВ и Забайкалья, пр-ма ликвид последствий катастрофы на ЧАЭС и т.п.
Особ-ть рассм-го вида эк-го Р состоит в том, что оно не явл сплошным, непрер, т.е. выделяемые пробл рег не покрыв всю тер-ю страны.
3. Экономическое пространство.
Одним из осн понятий РЭ явл-ся эк простр-во, развивающее исход предст-е о тер-ии. Эк пр-во — это насыщенная тер-я, вмещающая мн-во объектов и связей м/у ними.
Кач-во эк. пр-ва опр-ся многими хар-ми и парам-ми: плотность (числ-ть нас, объем ВРП, прир рес, осн капитал и т.д. на ед-цу S простр-ва); размещ-е (показ-ли равномерности, дифференциации, концентрации, распред-я нас и эк д-ти); связанность (интенсивность эк. связей м/у частями и эл-ми пр-ва).
Для функц-я эк. пр-ва важное знач-е имеют расстояния м/у его эл-ми. "Эк расстояние".
Близкими к понятию "ЭП" явл-ся понятия пространственная стр-ра э-ки и пространственная орг-я хоз-ва. С т.з. внутр пространств стр-ры регионы дел-ся на 2 осн типа: однородные и узловые.
Однор (гомогенный) рег не имеет больших внутр разл-ий по существ критериям, напр по прир усл-ям, плотности нас и т.п.
Узловой регион имеет 1 или неск узлов (центров), кот связ-ют ост часть
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.