Понятие культуры. Культура и цивилизация. Классификация цивилизации. Возникновение, основные периоды и тенденции в эволюции культуры

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Предмет культурологии.

К-ра относ. к числу древнейш. явл. чел. жизни. Однако интерес к ее изуч. и осмысл-ю как ос. явл-я действит-ти сложился относит-но недавно. В теч. длит. времени - целых тысячелетий – к-ра сущ-ла как нечто само собой разумеющееся, неосознаваемое, неотдел. от ч-ка и об-ва и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания. Само слово "к-ра" получило достаточно устойчивое употребление и широкое распр-е лишь в 18 в. Однако появилось это слово в римской античности, где оно на латыни означало, прежде всего, "агрокультуру", то есть возделывание, обработку, "культивирование" земли. Этот первонач. смысл в дальнейшем постеп. уступает место др., связ. с личными достоинствами и совершенством ч-ка, и в 18 в. (эпохи Просвещения) понятие к-ры по сути огранич-ся одной лишь духовной к-рой. Главн. стан. просвещенность, образованность и воспитанность ч-ка. Реш. роль при этом приобретает знание, хотя и тогда уже было ясно, что образ-е явл. необх., но не достаточным усл-ем, чтобы быть культурным. Что касается науки о к-ре – к-гии, то она сложилась еще позднее, практически уже в 20 в. Конечно, к-ра изучалась и раньше. Примерно до сер. 19 в. этим заним. Гл. образом филос-я и ист., затем к ним подключились др. науки - этнография, филология, антропология и т. д. Одной из первых работ, прямо посвящ. К-ре, стала книга англ. ист-ка Э. Тайлора "Первобытная к-ра" (1871 г.). Значит. вклад в ее становл-е внес америк. ученый Л. Уайт (1900 - 1975) св. книгой "Наука о к-ре" (1949). Его заслуга - четко поставил вопрос о необх-ти строгого опред-я предмета к-гии, тех явл-ий, кот. должны входить в ее компетенцию. Обобщая сделанное до него, Уайт предложил выделить в к-ре 3 подсист.: технологич., соц. и идеологич.. 1 сод. орудия произв-ва и опосредует отнош-я м-у ч-ком и прир. 2 охват. межчел. – экон., нравств., полит. – отнош-я. Сод-е 3 подсист. сост. идеи, верования, мифы и знания. Из трех подсист. технологич. выступает в кач-ве определяющей. В наст. вр. помимо теории Л. Уайта сущ. множ-во др. конц. к-ры и к-гии, опирающихся на самые разл. методы и подходы. Все они - в завис. от избранного подхода или угла зр. – м. б. сведены к неск-ким осн. видам, поскольку единой и общепринятой науки на сегодня еще не создано. Первым из них является филос-я к-ры, кот. м. опред. как общ. теорию к-ры. Философская к-гия ставит перед собой задачу осознания, осмысл-я и объясн-я к-ры через ее наиб. общие и существ. черты. Она дает опред-е и понимание сущности к-ры, ее отличия от природы, соотнош-я с цивилизацией и др. явл-ями. В ее предмет входит рассмотр-е стр-ры, ф-ции и роли к-ры в жизни ч-ка и об-ва. Она выявл. ведущие тенденции в эволюции к-ры, стремится раскрыть причины ее взлетов и падений, расцвета и кризиса и т. д. Вторым видом явл. история к-ры. В той или иной мере историч. К-гия также решает философско-теретич. вопросы. Однако гл. ее задача - дать конкретное знание о той или иной к-ре. Ее предметом м. б. мировая, нац. или регион. К-ра, или же какая-либо эпоха, например - эпоха Возрождения. Она не ст-ко объясняет, ск-ко констатирует факты, описывает события и достижения к-ры, выделяя в ней с. выдающиеся памятники или имена авторов и творцов. Третьим видом выступ. социологич. к-гия. Она иссл. реальное функционир-е либо к-ры в целом, либо имеющихся в ней субк-р - массовой и элитарной, городск. и сельск., женской и молодежной. Ее интересуют происх. сдвиги и измен-я в к-ре, их динамика, реакция на них тех или иных слоев об-ва. К социологии к-ры тесно примыкает психология к-ы, в кот.в посл.е время просматривается тенденция выделиться в самост. научную дисциплину. Ее предмет составляя. Индивид. Ос-ти отнош-я к к-ре, своеобразие дух. повед-я ч-ка в рамках культурного поля. На основе социально-психол. Иссл. она выделяет культурно-историч. типы личности, характерные для данного об-ва. В западных странах шир. Распр-е получила этническая, или этнологическая к-гия, именуемая также культурной антропологией. Она изучает традиции и обычаи, обряды и ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни традиционных, докапиталистических об-в и так назыв. "архаических" народов. До недавнего вр. б. влияние имела филологич. к-гия, в кот. та или иная нац. к-ра изуч. через призму языка и л-ры. В посл. годы шир. распростр-е получ. структурно-семиотич. конц. к-ры, опир. на новейш. лингвистические и некоторые другие методы.

Понятие культуры

По подсчетам зап. иссл-лей, в нач. XX в. таких опред-ий было немного - ок. 10. К сер. века их стало более 150. В наши дни эта цифра перевалила за 500. К-ра при этом рассматр. с самых разн. т. зр. Так, многие философы-просветители, а также нем. поэт и ф-ф Ф. Шиллер, понимали к-ру как степень чел. в ч-ке, имея в виду его внутр., дух. богатство. Ф. Ницше определял к-ру как стиль жизни народа. Л. Уайт смотрел на нее через призму традиций. Сходные опред-я даются и в нашей л-ре. Для русск. Ф-фа Н. Бердяева к-ра выступает как "живая судьба народа", "неотвратимый путь ч-ка и чел-ва". По мнению ф-фа А. Лосева, "к-ра - это предельное обобщение всего". Др. авторы понимают к-py как ТВ-во (А. Злобин), как дух. измерение всякой деят-ти, или как дух. произв-во (Б. Ерасов), как образ жизни народа, "соц. наследств-ть" - по .аналогии с биологической. Она также рассматр. как специфически чел. способ жизнедеят-ти. Обобщая сущ. т. зр. на к-ру, можно «сказать, что слово "к-ра" имеет три осн. знач-я: 1) возделывание, тв-во и произв-во, обрабатывание, включая обработку земли; 2) образование, воспитание, развитие; 3) поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному культу. В самом шир. смысле под к-рой нередко понимаются все достиж-я чел-ва, все созданное ч-ком. К-ра тогда предстает как "вторая природа", «сотворенная самим ч-ком, образующая собственно чел. мир, в отличие от дикой природы. В этом случае к-ру обычно подразделяют на матер. и дух.. Такое деление восходит к Цицерону, кот. первым отметил, что наряду с к-рой, означающей возделывание земли, есть также к-ра, означающая "возделывание души". Материальная к-ра охват. прежде всего сферу матер. Произв-ва и его продукты - технику, технологию, ср-ва связи и коммуникации, производств. здания и сооруж-я, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т. д. Дух. к-ра вкл. в себя сферу дух. произв-ва и его рез-ты - религию, филос-ю, мораль, иск-во, науку и т. д. Внутри дух. к-ры часто специально выделяют худож. к-ру, включающую произведения иск-ва и л-ры. Наука, в св. очередь, рассматр. в кач-ве основы интеллектуальной, научно-технической к-ры. М-ду матер. и дух. к-рой имеется глубокое единство, поск-ку обе они явл-ся рез-том чел. деят-ти, у истоков кот. в конечном счете нах. духовное начало - идеи, проекты и замыслы ч-ка, кот. он воплощает в материальную форму.

Культура и цивилизация

Понятия к-ры и цив. часто не различ-ся и восприним-ся как тождественные. Они действит-но имеют много общего, но вместе с тем, м-ду ними

Похожие материалы

Информация о работе