Данный вид логистики решает задачи наиболее эффективного распределения готовой продукции. Здесь рассматриваются все этапы распределения (маркетинг, транспортировка, складирование…).
Основные концепции этой логистики сложились в 60-е годы ХХ века. Но с развитием рыночных отношений данный вид логистики все больше стал взаимодействовать с маркетингом. При этом объем закупок у фирм составляет 40 и более %.
В стратегии сбытовой логистики можно выделить два направления. Первое — изучение потребностей рынка — т.е. маркетинг. Второе — способы и методы наиболее полного удовлетворения этих потребностей.
В настоящее время чуткое реагирование на малейшее изменение конъюнктуры рынка стало жизненной необходимостью. Такое реагирование возможно лишь в случае эффективного функционирования информационных потоков и систем информационной логистики. И если раньше основное внимание уделялось протеканию физических процессов при движении продукта, то сейчас на первое место выходят информационные технологии. Это позволяет фирме прогнозировать поставку новых товаров с учетом тех производственных возможностей, которыми располагают конкуренты.
При этом маркетинговые исследования должны учитывать новые технологии производства и сбыта товаров. Доходы, получаемые от методов оптимизации за счет использования различных информационных технологий по величине соизмеримы с доходами от иных сфер оптимизации логистических процессов. Для решения этой проблемы вводится понятие «портфель технологий», обозначающий совокупность резервных технологий компании, которые связаны общей целью максимизации прибыли и распределением единого фонда ресурсов. Разрабатываются методологические основы построения модели портфелей продукции и технологий, которые позволяют сформировать общую стратегию компании. При этом портфель продукции обеспечивает распределение ресурсов, исходя из анализа факторов развития производства и контроля рынка, а портфель технологий — из совершенствования технологической базы и оценки ее отдельных элементов.
В соответствии с целями данной логистики можно выделить следующие основные задачи:
1. определение канала поставки продукции потребителю
2. выбор способа упаковки продукции
3. выбор маршрута доставки товара
4. определение методов распределения продукции по складам, базам и т.д.
5. методы организации послепродажного обслуживания
Основная цель логистической системы распределения — доставить товар в нужное место и в нужное время. В отличие от маркетинга, логистика должна удовлетворить заданный объем спроса с минимальными затратами. При этом каналы распределения товаров играют важную роль.
Канал распределения — совокупность организаций и отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим лицам и фирмам право собственности на товар на пути от производителя к потребителю.
Использование каналов распределения приносит производителям следующие выгоды:
- экономию финансовых средств на распределение продукции;
- возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;
- продажу продукции более эффективными способами;
- высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до рынков сбыта;
- сокращение объема работ по распределению продукции.
Выбранные каналы распределения оказывают существенное влияние на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю.
При этом составители канала (лица + фирмы) выполняют следующие функции:
1) проводят исследовательскую работу по сбору исходной информации
2) стимулируют сбыт товаров путем создания и распространения информации о товарах (рекламная деятельность)
3) устанавливают контакты с потенциальными покупателями
4) приспосабливают товар к требованиям покупателей
5) проводят переговоры с покупателями
6) организуют поставку товаров
7) финансируют движение товаров по каналу распределения
8) принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.
Каналы распределения можно разделить на уровни.
Уровень канала — посредник, который выполняет работу по сближению товара и право собственности на него к конечному потребителю.
Протяженность канала — число промежуточных уровней между производителем и потребителем.
Горизонтальные каналы распределения — это набор автономно работающих фирм, каждая из которых стремится к получению максимальной прибыли.
Вертикальные каналы распределения — это набор каналов, состоящий из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как единая система.
Пример таких каналов дан на рис. 1, 2.
При определении канала на первое место выдвигается решение о структуре канала — то есть о количестве уровней канала и составе членов канала. При этом также необходимо определиться с типами посредников, которых можно классифицировать по двум признакам: а) от чьего имени работает посредник б) за чей счет он выполняет работу.
В этом случае возможны четыре типа посредников:
Таблица 1
ТИПЫ ПОСРЕДНИКОВ В КАНАЛАХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Тип посредника |
Признак классификации |
Дилер |
От своего имени и за свой счет |
Дистрибьютор |
От чужого имени и за свой счет |
Комиссионер |
От своего имени и за чужой счет |
Агент, брокер |
От чужого имени и за чужой счет |
Дилеры — оптовые посредники, выполняющие операции от своего имени и за свой счет. Он становится собственником товара после его оплаты.
Различают два вида дилеров:
Эксклюзивные — имеют исключительные права
Авторизованные — работающие на условиях франшизы.
Дистрибьюторы — оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени поставщика и за свой счет.
Обычно поставщики предоставляют дистрибьюторам право торговать своей продукцией на определенных условиях. Т.е. они не являются собственниками товара. Но дистрибьютор может действовать и от своего имени. Обычно он занимает в сбытовой логистике промежуточное положение между производителем и потребителем.
Комиссионеры — оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя.
Комиссионер, следовательно, не является собственником товара, он заключает договора с поставщиком и потребителем. Деньги потребитель перечисляет комиссионеру, а тот с учетом своей компенсации остаток денег передает поставщику.
Агенты — заключают договора от имени и за счет поставщика (потребителя) — принципала. Агенты бывают двух видов:
- Универсальные — любые сделки с принципалом
- Генеральные — сделки, указанные в доверенности.
Брокеры — объединяют продавца и покупателя.
Они получают вознаграждение в виде комиссионных.
После выбора типа посредников нужно определить их количество. При этом используют три подхода:
- интенсивное распределение — когда запасы товара находятся в большом объеме у всех посредников;
- эксклюзивное распределение — ограниченное число посредников в данной территории;
- селективное распределение — среднее между двумя предыдущими методами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.