Информационная логистика. Информационные логистические системы (ИЛС). Пример организации информационной логистической сети

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Лекция 3. Информационная логистика

1. Информационные логистические системы (ИЛС)

Мы знаем из предыдущих лекций, что логистика объединяет множество операций, которыми нужно управлять на основе информационных потоков. Для того, чтобы эти информационные потоки были оптимальными, необходимо рассматривать логистическую систему как взаимосвязанный комплекс двух подсистем — управления материальными потоками и принятия решений на основе информации о материальных потоках.

В основе построения любой информационной системы лежит структурная модель управления. В нашем случае это модель управления материальными потоками. Из курса менеджмента вы знаете несколько организационных моделей управления (линейная, функциональная).

Относительно логистики в части МТО, можно выделить девять базовых информационных компонент:

–  тип предмета снабжения

–  количество или объем

–  происхождение предмета снабжения

–  его местонахождение

–  время прибытия и пункт размещения

–  время отправки из пункта размещения

–  система транспортировки

–  время транспортировки

–  резервирование.

Но в отличии от традиционных управленческих систем в логистике выделяют две функциональных подсистемы:

1.  подсистема учета движения материальными потоками;

2.  подсистема принятия различных видов решений (стратегических, тактических, оперативных и т.д.).

Это можно рассмотреть на следующем примере: (см. рис. 3,1, стр. 65)

Наличие развитой информационной системы производства обеспечивает две стороны логистического процесса. Во-первых, она позволяет обслуживать производственные процессы на каждом отдельном этапе, т.е. обеспечивает горизонтальную интеграцию информационного обслуживания.

Во-вторых, для реализации управленческих решений необходима вертикальная интеграция данных по всем уровням управления.

Особую роль в современных логистических информационных системах играет интернет (интернет-магазины, кафе…).

Но развитие и применение современных ЛИС требует создания соответствующей СУБД, основными элементами которой являются:

–  история рынка сбыта и типы сбытовых операций;

–  прогнозы динамики рынка и объемы сбыта;

–  анализ конкуренции;

–  размер доли рынка (рассказ об индексах);

–  цены и ценообразование;

–  расходы;

–  модели рынков;

–  контроль деятельности персонала;

–  территориальное планирование, циклы деловых поездок, персональное распределение командировок;

–  источники запросов перехода на новый продукт;

–  реестр покупателей;

–  исходная информации.

2. Информационная инфраструктура

Эффективная информационная инфраструктура логистики базируется на идентификации, стандартизации источников информации, ее обработки и передачи. Отсюда вытекает, что информационная логистика организует поток данных, сопровождающий материальный поток, и является тем существенным для предприятия звеном, которое связывает снабжение, производство и сбыт. Таким образом, она охватывает управление всеми процессами движения и складирования реальных товаров на предприятии. Примером такой системы является структура предложения на рис. 3.2. (73).

С учетом имеющейся технической базы в области коммуникаций и больших научных заделов в области оптимизации в настоящее время все активнее стали использоваться оптимизационные задачи в стратегическом и оперативном планировании. С этих позиций и меняется система организации производства новой продукции, когда выбирают наиболее приемлемые материалы, сырье и т.д.

Очень интересна в этом плане система штриховых кодов, которая достаточно проста, но оказалась весьма эффективна.

Использование кодов позволяет:

–  автоматизировать физические товарные потоки;

–  управлять информационными потоками.

Для эффективных коммуникаций фирмы используют стандартные протоколы обмена, которые позволяют выполнять сделки при следующих операциях:

–  заказах на покупку;

–  заказах на отправку партий грузов;

–  заполнения фактурных счетов;

–  различных выплатах;

–  оформлении накладных на провозку грузов;

–  контроля за движением товаров.

Однако, западные специалисты считают, что пока информационное обслуживание не будет выделено в особую сферу, ожидаемого эффекта от информационной логистики не достигнуть.

3. Цели и роль информационных потоков в логистических системах

Цели деятельности фирмы обеспечиваются двумя составляющими:

–  соответствующей организационной структурой управления

–  информационной структурой управления.

Если рассматривать структуру управления по условиям, то можно выделить четыре уровня информационной системы, представленной на рис.

Самый низкий уровень относится к запросам — это класс информационно-справочных систем.

Следующий уровень — уровень АСУ оперативным планированием — где решаются относительно простые задачи по составлению месячных, декадных планов, суточных заданий, ведется обработка отчетных данных и проводится оперативный анализ хода производства.

Третий уровень — решение тактических задач, т.е. здесь функционирует система, направленная на расчеты плановых показателей для каждого подразделения до 1 года.

На четвертом уровне уже решаются задачи по разработке и реализации стратегических планов фирмы длительностью от 1 до 5 лет.

Концепция логистики и стратегические цели организации направлены на достижения:

–  минимума затрат с учетом адаптации фирмы к условиям рынка

–  более высокой доли рынка (IHH, IL)

–  конкурентных преимуществ.

Поэтому подсистема стратегического планирования связана с основными потоками информационной логистической системы.

Похожие материалы

Информация о работе