Качество. Методы определения показателей качества. Качество продукции строительства. Инфраструктура строительного процесса и качество его выполнения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция №1. Качество. Методы определения показателей качества

Управление – процесс целеполагания и деятельность по достижению поставленной цели.

Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

Качество – филосовская категория. Она впервые была подвергнута анализу Аристотелем еще в 3 веке до н.э. Определение качества, данное Гегелем (19 в.): «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество».

Качество – совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (Иленкова С.Д. Управление качеством, 2003)

Характеристика, как отличительное свойство может быть собственной или присвоенной, качественной или количественной. Существуют следующие классы характеристик:

·  Функциональные свойства (геометрические, механические, кинематические, динамические, энергетические и т.д.)

·  Свойства качества функционирования изделий (точность, надежность, стабильность, взаимозаменяемость и т.д.)

·  Потребительские свойства

Потребительские свойства продукции проявляются в процессе потребления при удовлетворении материальных и культурных потребностей определенных групп продукции. Они определяют эффективность использования изделий по назначению, их социальную значимость, практическую полезность и эстетическое совершенство. Структура потребительских свойств служит основой для формирования перечня номенклатуры потребительских показателей качества, которые классифицируются по характеру потребностей:

·  Свойства, характеризующие соответствие изделий оптимальному ассортименту,

·  Моральное старение

·  Функциональные свойства в полезности потребления

·  Эргономические свойства продукции

·  Эстетические свойства изделий

·  Безопасность изделий в потреблении

·  Экологические свойства

В рыночной экономики понятие качества рассматривается с позиции потребителя, т.е. соответствие качества требованиям потребителя. Именно с этой точки зрения рассматривает качество квалиметрия.

Квалиметрия – наука о способах измерения и количественной оценки качества продукции и услуг.

Методы определения показателей качества

Чтобы определить количественно показатели качества существуют специальные методы определения значений показателей качества. Методы определения значений показателей качества классифицируются по:

1.  способам получения информации – измерительный, регистрационный, органолептический, расчетный

2.  источникам получения информации – традиционный, экспертный, социологический

Измерительный метод – основан на информации, получаемой с помощью технических измерительных средств. Это результаты непосредственных измерений (масса изделия, сила тока, геометрические параметры, скорость и т.д.)

Регистрационный метод – основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат (показатель унификации – число частей сложных изделий).

Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятий органов чувств. Значение показателей определяют путем анализа полученных ощущений в баллах (эстетические показатели).

Расчетный метод основан на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей (проектирование изделий, конструкций).

Традиционный метод используют при определении значений показателей качества изделий должностными лицами специализированных, экспериментальных и расчетных подразделений предприятий.

Экспертный метод используют при нахождении значений таких показателей качества, которые в настоящее время не могут быть определены другими, более объективными методами. Определение значений показателей качества продукции экспертным методом осуществляется группой специалистов-экспертов.

Социологический метод осуществляется потребителями путем социологических опросов, анкет, выставок и т.д.

Существуют также статистические методы оценки показателей качества

Похожие материалы

Информация о работе