Черты, типы и модели переходной экономики. История переходной экономики в России. Переходная экономика в России: основные черты

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Получатели же тракторов практически не имели денег, чтобы расплатиться за них, и получали от государства беспроцентный кредит, который впоследствии попросту списывался, если не было средств, чтобы его вернуть. Аналогично распределялась и другая техника. Такая распределительная система позволяла как-то функционировать производству и даже иногда решать грандиозные народнохозяйственные задачи. Но она, конечно же, не заинтересовывала производителя изучать нужды потребителя и стремиться к их лучшему удовлетворению. Так и складывалась неоптимальная структура общественного производства. Потребитель вынужден был брать то, что ему давали, а не то, что он действительно хотел бы получить.

Получалось, что производство работает для производства, а не для конечного потребителя, чего не может быть в рыночной экономике, построенной на основе прибыльности и запросов потребителя. Вот почему переход к рынку совпал в России с масштабным структурным кризисом. Оказалось, что производство должно стать совсем другим и быстро приспособиться к платежеспособному спросу. Причем, прежде всего к спросу населения, у которого в рыночной экономике находится большая часть денежных ресурсов.     Теория переходной экономики. Микроэкономика: Учебное       пособие/ Под  ред. В.В.  Герасименко.

Тенденции объема выпуска продовольственных товаров и цены на них в 1989 — 1995 гг.

Наименования товаров народного потребления (продовольственные)

Единицы измерения

Годы

1989

1992

1993

1994

Мясо, включая субпродукты 1 категории

тыс. т

6621

3801

3185

2378

Колбасные изделия

-II-

2232

1479

1426

1444

Масло животное

-II-

820

742

715

462

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко)

млн. т

20,9

9,3

7,7

6,5

Сахар-песок

тыс. т

4216

4016

3882

2686

Масло растительное

-II-

1127

994

1046

799

Хлеб и хлебобулочные изделия

МЛН. Т

16,4

15,9

14,3

11,5

Кондитерские изделия

тыс. т

2737

1833

1766

1509

Макаронные изделия

-II-

1010

1102

832

662

 Маргариновая продукция

-II-

848

561

429

277

 Безалкогольные напитки

млн. дал

314

74,9

73,9

60,5

 Минеральные воды

млн. полулитр

917

425

302

381

Плодоовощные консервы

млн. усл. банок

4192

2638

2082

973

Мясные консервы

-II-

465

424

399

302

Молочные консервы

-II-

962

625

680

578

Рыбные консервы (включая консервы из морепродуктов'

-II-

2234

1393

953

552

Водка и ликеро-водочные изделия

млн. дал

117

151

161

121

Пиво

343

277

245

206

Чай натуральный

тыс. т

87,7

50,6

40,4

34,7

Соль поваренная

-II-

4235

3636

2215

2170

Мука

млн. т

17,5

17,6

14,9

12,8

Крупа

тыс. т

2656

1677

1632

1136

Либерализация цен в январе 1992 г. в условиях отсутствия развитой рыночной инфраструктуры, конкуренции и преобладания в экономике государственного монополизма привела к их неуправляемому, практически запредельному росту. Этот рост происходил весьма неравномерно. Весь 1992 г. можно условно разбить на три периода: первый — январь-июнь; второй — июль-сентябрь; третий — октябрь-декабрь.

В январе, в связи с введением нового порядка формирования цен в зависимости от спроса и предложения, произошло скачкообразное их увеличение по сравнению с уровнем декабря 1991 г.: потребительские цены возросли в 3,5 раза. Этот всплеск цен в результате проводимой жесткой кредитно-финансовой политики сменился более плавным, хотя и значительным, их ростом в феврале-апреле. В конце мая — начале июня произошло вновь значительное повышение цен, вызванное отменой во многих регионах России административного регулирования цен на жизненно важные продукты питания. В июле-сентябре была достигнута относительная стабильность цен - ежемесячный прирост потребительских цен не превышал 9-12%. В октябре-декабре из-за возросшей кредитно-денежной эмиссии, повышения закупочных цен на продукцию растениеводства (особенно на зерно), оптовых цен на энергоносители среднемесячный прирост потребительских и оптовых цен достиг 25%. Сводный индекс потребительских цен составил в декабре 1992 г. 26,09% по отношению к декабрю 1991 г., т.е. превысил в 26,1раза уровень цен декабря 1991 г. В первом полугодии 1993 г. высокие темпы роста цен, характерные для четвертого квартала 1992 г., сохранились. Сводный индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, увеличился в июне 1993 г. по сравнению с декабрем 1992 г. в 3,3 раза. Особенно сильно за этот период выросли цены на продовольственные товары - в 3,4 раза. За первое полугодие 1993г. по сравнению с декабрем 1992г. в наибольшей степени подорожали мясные продукты, колбасные изделия, рыбные, молочные продукты, овощи и фрукты, в наименьшей – мука, хлебобулочные, крупяные и макаронные изделия. Потребительские цены росли в III-ем квартале в среднем на 23,8% в месяц, а всего за 9 месяцев 1993 г. они увеличились в 6,4 раза по сравнению с декабрем 1992 г. Больше всего за 9 месяцев увеличились цены на мясо и мясопродукты - в 9 раз, молоко и молочные продукты — в 7 раз, хлеб и хлебобулочные изделия, картофель, овощи, сахар, рыбные продукты, алкогольные напитки - в 5-6 раз, муку, крупяные и макаронные изделия - в 3-4 раза. Всего на продукты питания цены увеличились за это время в 6 раз. Местные органы власти во многих регионах регулировали цены на продовольствие, что несколько сдерживало рост цен. В IV-ом квартале 1993 г. правительство проводило умеренно-жесткую финансово-кредитную политику. Это немедленно сказалось на величине инфляции, темпы которой

Похожие материалы

Информация о работе