Получатели же тракторов практически не имели денег, чтобы расплатиться за них, и получали от государства беспроцентный кредит, который впоследствии попросту списывался, если не было средств, чтобы его вернуть. Аналогично распределялась и другая техника. Такая распределительная система позволяла как-то функционировать производству и даже иногда решать грандиозные народнохозяйственные задачи. Но она, конечно же, не заинтересовывала производителя изучать нужды потребителя и стремиться к их лучшему удовлетворению. Так и складывалась неоптимальная структура общественного производства. Потребитель вынужден был брать то, что ему давали, а не то, что он действительно хотел бы получить.
Получалось, что производство работает для производства, а не для конечного потребителя, чего не может быть в рыночной экономике, построенной на основе прибыльности и запросов потребителя. Вот почему переход к рынку совпал в России с масштабным структурным кризисом. Оказалось, что производство должно стать совсем другим и быстро приспособиться к платежеспособному спросу. Причем, прежде всего к спросу населения, у которого в рыночной экономике находится большая часть денежных ресурсов. Теория переходной экономики. Микроэкономика: Учебное пособие/ Под ред. В.В. Герасименко.
Наименования товаров народного потребления (продовольственные) |
Единицы измерения |
Годы |
|||
1989 |
1992 |
1993 |
1994 |
Мясо, включая субпродукты 1 категории |
тыс. т |
6621 |
3801 |
3185 |
2378 |
Колбасные изделия |
-II- |
2232 |
1479 |
1426 |
1444 |
Масло животное |
-II- |
820 |
742 |
715 |
462 |
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) |
млн. т |
20,9 |
9,3 |
7,7 |
6,5 |
Сахар-песок |
тыс. т |
4216 |
4016 |
3882 |
2686 |
Масло растительное |
-II- |
1127 |
994 |
1046 |
799 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
МЛН. Т |
16,4 |
15,9 |
14,3 |
11,5 |
Кондитерские изделия |
тыс. т |
2737 |
1833 |
1766 |
1509 |
Макаронные изделия |
-II- |
1010 |
1102 |
832 |
662 |
Маргариновая продукция |
-II- |
848 |
561 |
429 |
277 |
Безалкогольные напитки |
млн. дал |
314 |
74,9 |
73,9 |
60,5 |
Минеральные воды |
млн. полулитр |
917 |
425 |
302 |
381 |
Плодоовощные консервы |
млн. усл. банок |
4192 |
2638 |
2082 |
973 |
Мясные консервы |
-II- |
465 |
424 |
399 |
302 |
Молочные консервы |
-II- |
962 |
625 |
680 |
578 |
Рыбные консервы (включая консервы из морепродуктов' |
-II- |
2234 |
1393 |
953 |
552 |
Водка и ликеро-водочные изделия |
млн. дал |
117 |
151 |
161 |
121 |
Пиво |
343 |
277 |
245 |
206 |
|
Чай натуральный |
тыс. т |
87,7 |
50,6 |
40,4 |
34,7 |
Соль поваренная |
-II- |
4235 |
3636 |
2215 |
2170 |
Мука |
млн. т |
17,5 |
17,6 |
14,9 |
12,8 |
Крупа |
тыс. т |
2656 |
1677 |
1632 |
1136 |
Либерализация цен в январе 1992 г. в условиях отсутствия развитой рыночной инфраструктуры, конкуренции и преобладания в экономике государственного монополизма привела к их неуправляемому, практически запредельному росту. Этот рост происходил весьма неравномерно. Весь 1992 г. можно условно разбить на три периода: первый — январь-июнь; второй — июль-сентябрь; третий — октябрь-декабрь.
В январе, в связи с введением нового порядка формирования цен в зависимости от спроса и предложения, произошло скачкообразное их увеличение по сравнению с уровнем декабря 1991 г.: потребительские цены возросли в 3,5 раза. Этот всплеск цен в результате проводимой жесткой кредитно-финансовой политики сменился более плавным, хотя и значительным, их ростом в феврале-апреле. В конце мая — начале июня произошло вновь значительное повышение цен, вызванное отменой во многих регионах России административного регулирования цен на жизненно важные продукты питания. В июле-сентябре была достигнута относительная стабильность цен - ежемесячный прирост потребительских цен не превышал 9-12%. В октябре-декабре из-за возросшей кредитно-денежной эмиссии, повышения закупочных цен на продукцию растениеводства (особенно на зерно), оптовых цен на энергоносители среднемесячный прирост потребительских и оптовых цен достиг 25%. Сводный индекс потребительских цен составил в декабре 1992 г. 26,09% по отношению к декабрю 1991 г., т.е. превысил в 26,1раза уровень цен декабря 1991 г. В первом полугодии 1993 г. высокие темпы роста цен, характерные для четвертого квартала 1992 г., сохранились. Сводный индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, увеличился в июне 1993 г. по сравнению с декабрем 1992 г. в 3,3 раза. Особенно сильно за этот период выросли цены на продовольственные товары - в 3,4 раза. За первое полугодие 1993г. по сравнению с декабрем 1992г. в наибольшей степени подорожали мясные продукты, колбасные изделия, рыбные, молочные продукты, овощи и фрукты, в наименьшей – мука, хлебобулочные, крупяные и макаронные изделия. Потребительские цены росли в III-ем квартале в среднем на 23,8% в месяц, а всего за 9 месяцев 1993 г. они увеличились в 6,4 раза по сравнению с декабрем 1992 г. Больше всего за 9 месяцев увеличились цены на мясо и мясопродукты - в 9 раз, молоко и молочные продукты — в 7 раз, хлеб и хлебобулочные изделия, картофель, овощи, сахар, рыбные продукты, алкогольные напитки - в 5-6 раз, муку, крупяные и макаронные изделия - в 3-4 раза. Всего на продукты питания цены увеличились за это время в 6 раз. Местные органы власти во многих регионах регулировали цены на продовольствие, что несколько сдерживало рост цен. В IV-ом квартале 1993 г. правительство проводило умеренно-жесткую финансово-кредитную политику. Это немедленно сказалось на величине инфляции, темпы которой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.