Демографическая политика в области старения населения. Проблема инвалидизации населения

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Демографическая политика в области старения населения

Проблема постарения населения постоянно привлекает внимание научной общественности. И это вполне обоснованно. Рост доли и численности населения старших возрастов приводит к снижению экономической активности населения. Чем старше человек, тем ниже его производительность. Постарение населения означает сокращение притока молодежи в экономику, что приводит к замедлению процессов изменения профессионально-квалифицированного состава занятого населения. Кроме того, постарение населения предполагает увеличение демографической нагрузки на рабочее население. Изменение возрастной структуры населения определяет и демографическую перспективу страны: сокращается число родившихся, увеличиваются показатели смертности и заболеваемости. Именно в этой связи и ставится вопрос о негативных последствиях постарения населения и прежде всего, для экономического развития страны. Разработку решений в данном случае берет на себя государство.

Существует целый ряд мер и этапов развития демографической политики страны. Но для начала следует понять истоки современных аспектов политики народонаселения.

Раньше люди знали, что на их иждивении находятся дети, которых было мало, и их содержание осознавалось как долг родителей, семьи. Стариков же было мало, неработающих совсем не было, их иждивение не играло особой роли в экономике семей.

Теперь же число пожилых и престарелых возросло, а их кто-то должен кормить. Развитие товарно-денежных отношений и городских видов деятельности подорвало основы семейной солидарности поколений, характерной для крестьянской жизни. Тогда-то и стали возникать государственные пенсионные системы (исторически это произошло в конце 19 века), означавшие, что иждивение в этой или иной степени брало на себя государство. Расходы на пенсии покрывались из текущих платежей, количество пожилых было небольшим, намного меньшим, чем число работающих, соответственно и их иждивение было для государства не слишком обременительным.

Но ничего не вечно; пенсионные системы совершенствовались, идея ответственности государства за содержание пожилых людей укреплялась. И тут то вмешалось новое обстоятельство – старение населения. Система, которая четко работала, перестала справляться со своими заботами.

Ответом на данную ситуацию стала более экономически обоснованная идея накопительных пенсий, основанная на материнском капитале.

Материнский (семейный) капитал представляет собой обособленные средства федерального бюджета, которые должны зачисляться в бюджет ПФР для использования лицами, имеющими право на дополнительную социальную поддержку, в соответствии с ФЗ, проект которого в октябре 2006 года был введен в Государственную думу.

Предусматриваемое в проекте право женщин, родивших или усыновивших в период с 1 января 2007 года по з1 декабря 2016 года второго или последующего ребенка, использовать материнский капитал, в частности и как прибавку к накопительной части трудовой пенсии, основывается на том, что родившая 2 или более детей женщина зачастую не в состоянии приобрести  пенсионные права , сравнимые с теми, которыми обладают остальные граждане.

Согласно новому закону формирование и учет пенсионных прав, по существу не зависят от продолжительности стажа, а зависят от суммы страховых взносов, уплаченных работодателями. В соответствии с этим можно увеличить расчетный пенсионный капитал женщины за счет средств материнского капитала. Все это значит, что в условиях неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в России, такая мера является инструментом мотивации семей к рождению более двоих детей.

Эта реформа 2002года, целью которой было стимулирование людей принимать активное участие в формировании своей будущей пенсии, самим заблаговременно заботится о своей старости. Однако, пенсионная система и Пенсионный Фонд России в первую очередь зависят от демографической ситуации. В условиях неблагоприятной демографии Фонд никогда не сможет гарантировать достойного уровня пенсионного обеспечения. В послании президента в определенном контексте указано на необходимость не только увеличивать рождаемость, но и продолжительность жизни, сокращать смертность как в трудоспособном возрасте, так и в нетрудоспособном.

Отсутствие расширенного воспроизводства, при котором последующее поколение не восполняет предыдущее, ведет к нехватке тех, кто в перспективе должны будут обеспечивать финансирование назначенных пенсий предшествующего поколения работников. Брутто- и нетто-коэффициенты воспроизводства населения России составляют немногим более 0,6, т.е нынешнее поколение людей воспроизводит себя лишь на половину. СКР в 2005 году составлял 1,287, т.е.на 100 женщин приходилось 128 детей, тогда как нужно как минимум

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Демография
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
31 Kb
Скачали:
0