МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
НА ТЕМУ: « ПРОБЛЕМА КОММУНИКАЦИИ В
ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА»
Выполнил: врач станции скорой
медицинской помощи г. Иваново
Руководитель:________________
_____________________________
_____________________________
г. Иваново 2001
ПЛАН:
1.Основной предмет экзистенциализма. Исторические условия его возникновения и развития.
2.Существование человека и его сущность.
3.Свобода, выбор и связанная с ней проблема отчужденности, отчаяния человека в современном мире. Абсурдность человеческого существования. Пути решения проблемы.
4.Бытие человека и бытие мира.
5.Уникальность человеческой личности.
6.Пограничная ситуация в жизни отдельного человека и всего человечества. Бытие между жизнью и смертью.
7.Экзистенциально-феноменологическая парадигма общения. Становление экзистенциально-феноменологической парадигмы.
8.Философия коммуникации К. Ясперса.
9.Возможность и действительность общения: сущность экзистенциально-феноменологической исследовательской парадигмы.
10.Критика экзистенциализма представителями других философских направлений и ценность идей экзистенциалистов для человека и человечества на примере работы Ж. П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм».
1. Основной предмет экзистенциализма.
Исторические условия его возникновения и развития.
Философия в глубокой древности была обращена к постижению человека. Тем не менее, в каждую поворотную историческую эпоху предлагалась новая трактовка проблематики, которая издавна входила в раздел философии, именуемой «философской антропологией». Особенно решительный поворот к человеку произошел в философии в эпоху Возрождения и на заре нового времени. Но мыслители ХХ века, в том числе экзистенциалисты, - независимо от того, насколько высоко и насколько объективно они оценивают вклад «антропологической» философии прошлого, - считали и считают необходимым осуществить «новый поворот» к человеку. При этом одни философы связывали необходимость «антропологического поворота» с широким обоснованием нерелигиозного понимания мира, которое могло бы выдержать соперничество с классической мыслью, существенно зависевшей от религии. Другие, напротив, использовали философию человека как наилучший, по их мнению, способ «модернизации» религиозной философии.
Среди предшественников экзистенциализма можно назвать датского философа Серена Кьеркегора (1813-1855), немецко-французскою «философию жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей), феноменологию Гуссерля (1859-1938). Некоторые экзистенциалисты склонны были усматривать родство своих детей с представлениями немецкого романтизма в литературе. Другие- с мыслями Ф.М. Достоевского (1821-1881), Н.А. Бердяева (1874-1948), Л.И. Шестова (1864-1936). Экзистенциализм в Германии представлен К. Ясперсом (1883-1969) и М. Хайдеггером (1889-1976), во Франции - писателями и философами Ж.П. Сартром (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марселем (1889-1973). К экзистенциализму близок также испанский философ Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955).
Главным и, по сути, единственным предметом изучения экзистенциалистов является бытие индивидуального человеческого субъекта, «онтология субъективности». Однако, центральная проблема экзистенциализма- мир человеческой личности – и основные «категории» экзистенциалистических концепций («забота», «страх», «борьба», «пограничная ситуация»), а также мотивы одиночества, ответственности, отчуждения и свободы близки всей европейской культуре, основы которой были заложены еще в поздней античности. Выдвижение этих мотивов, с глубоким оттенком трагизма, на первый план европейского сознания с конца 20-х годов нашего времени и вплоть до 70-х (а в значительной мере и до наших дней) было определено кризисом светлой жизнерадостной, просветительской и прогрессистской идеологии, вызванном серией экономических и политических катаклизмов, страданиями мировых войн, последовавшей за окончанием второй мировой войны эпохой «холодной войны», нарастанием глобальных проблем, сегодня угрожающих всему бытию человечества. Существует связь между экзистенциальной философией и широко распространившимися в ХХ веке настроениями отчаяния, отчужденности от общества. Таким образом, экзистенциализм выразил широко распространившиеся в ХХ веке идеи и умонастроения, сконцентрировавшиеся вокруг проблемы человека и его места в мире.
Снижение влияния экзистенциализма в последние два десятилетия может быть связано с превращением экзистенциалистских мотивов в ограничные, само собой разумеющиеся моменты нашего обыденного сознания, не нуждающиеся ни в доказательстве, ни в профессиональной философской разработке: повседневная очевидность философу не очень интересна. Но это нисколько ни умоляет значения экзистенциализма в мировой культуре, так как запечатление основных идей и призывов экзистенциалистов в сознании человечества и связанное с этим изменение мировоззрения большинства людей, живущих в конце ХХ века. Является признанием высочайшего уровня гуманности этого направления философской мысли и его значительной роли в сознании человечеством знания отдельного человека в обществе.
2. Существование человека и его сущность.
Трагико-драматическая тональность произведений экзистенциальных философов ХХ века проявляется как в литературных произведениях художественного плана, так и тогда, когда анализ перемещается на почву философских абстракций. Экзистенциалисты приглашают читателей к напряженному и интересному диалогу о человеческом существовании и его уникальных особенностях.
По Кьеркегору, человеческое существование может находиться на одной из трех ступеней: эстетической, этической и религиозной.
На эстетическом уровне человек обращен к внешнему миру, погружен в жизнь чувства, символ этой стадии – Дон-Жуан. Он стремится узнать все, испытать все виды наслаждения. Эстетическая точка зрения – это позиция гедонизма. Но чем эстетик предается игре чувств, тем сильнее становится его неудовлетворенность и разочарование. Коренной порок эстетического уровня в том, что находящаяся в нем личность оказывается неразрывно связанной с внешним миром и зависящей от него. В конечном счете, вызываемая эстетическим образом жизни, приводит человека на грань отчаяния. Он осознает свою непригодность, неаутентичность эстетического образа
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.