Методы оценки особенностей психического развития недоношенных детей первого года жизни. Использование набора проб возрастающей сложности, определенные уровни которого соответствуют возрастам доношенных детей

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Факультет психологии МГУ им. M. В. Ломоносова, кафедра нейро- и патопсихологии МНИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ, Москва[MB1] 

Проблема психического развития младенцев, родившихся раньше срока, является предметом исследований психоневрологов и клинических психологов в течение нескольких десятков лет. Особое значение имеет выбор адекватных методов оценки степени психической зрелости таких детей. Главным является вопрос о том, правомерно ли оценивать умения и возможности ребенка, родившегося раньше срока, с использованием стандартов, полученных на выборке доношенных детей того же хронологического возраста. А. F. Korner et al. [35], проведя анализ литературных данных по этой проблеме, отметили, что чаще всего пригодность той или иной процедуры для работы с недоношенными оценивается уже после ее создания и апробации на здоровых зрелых испытуемых.

Известные на сегодняшний день методы оценки психического развития недоношенных младенцев можно классифицировать следующим образом.

1. Использование набора проб возрастающей сложности, определенные уровни которого соответствуют возрастам доношенных детей. При этом в одних случаях оценка проводится с учетом истинного хронологического (т.е. постнатального) возраста, в других — «скорректированного».

1.1. Применение хронологических или постнатальных возрастов. При оценке с учетом хронологического возраста на шкале сложности фиксируется число выполненных проб, включая все пробы ниже тех, которые соответствуют данному возрасту. Полученные оценки указывают, на какой ступени находится психическое развитие ребенка, какому возрасту оно соответствует и на сколько ребенок отстает от параметров доношенных детей.

Таким образом, можно использовать большинство имеющихся шкал, в частности, методики Т. В. Brazelton [24], L. M. S. Dubowitz [26] (они носят психоневрологический характер и содержат в основном сенсомоторные пробы). Представляют интерес шкалы, разработанные С. Amiel-Tison [20]. Они позволяют более подробно оценить как психомоторную, так и интеллектуальную стороны развития ребенка. К психомоторной сфере относятся показатели зрелости целенаправленных двигательных навыков, к интеллектуальной — способность ребенка к анализу ситуации, выбору адекватного способа действия и, при необходимости, коррекции собственных действий в соответствии с изменениями условий. A.M. Sostek et al. [42] с помощью методики С. Amiel-Tison провели оценку развития интеллектуальных, психомоторных функций и психоневрологической зрелости годовалых детей, родившихся недоношенными, и установили зависимость задержки развития от степени недоношенности. Испытуемые всех групп продемонстрировали наибольшее отставание по шкалам психомоторного, а наименьшее — по шкалам интеллектуального развития. Дети, имевшие внутри желудочковые кровоизлияния (средний гестационный возраст — ГВ — 28 нед, средняя масса тела при рождении 1033 г), имели более чем 40% отставание по всем показателям, причем средняя психомоторная задержка превысила 55% . Интересно, что такие же дети, родившиеся на 1—2 нед позже (средняя масса тела 1210 г), по показателям психомоторного развития отставали примерно на 35% , а по остальным показателям приближались к группе практически здоровых недоношенных с аналогичной массой тела.

Среди отечественных методик заслуживают внимания методики, разработанные группой специалистов из РМАПО (Г.В. Пантюхина и др.) [17] и Е. П. Бомбардировой [б]. Первая из этих методик разработана с учетом психолого-педагогических представлений о ведущих возрастных приобретениях навыков и позволяет выстраивать систему коррекционных рекомендаций, ориентируясь на зону ближайшего развития психики. Вторая методика является более обширной по количеству проб и относится к разряду психоневрологических.

1.2. Более адекватным подходом многие авторы считают проведение оценки развития недоношенных детей с поправкой на степень недоношенности, т.е. используя так называемый «скорректированный возраст» (СВ). Обоснованием к использованию СВ, по мнению W. M. Wilson [45], является то, что применение его позволяет вычленить истинные последствия недоношенности. D. Robert [40] и D. Sobotkova и соавт. [41] считают, что в первую очередь к таковым относятся «нейромоторные» или сенсомоторные нарушения.

Среди отечественных исследований последних лет, выполненных с применением СВ, несомненный интерес представляет работа M. Э. Бернадской и др. [о]. Обследование группы маловесных недоношенных детей (ГВ 25—36 нед, масса тела при рождении 900—1500 г) приводилось с помощью шкал интеллектуального и роторного развития детей раннего возраста N. Bayley. Используя в качестве контрольных СВ, авторы выявили неравномерность и асинхронию интеллект зального и моторного развития испытуемых, которая во многом определялась наличием тяжелых перинатальных повреждений ЦНС. Авторы указывают на существование особых критических периодов развития, характеризующихся выраженным снижением показателей (3—4 и 6—7 мес СВ). В то же время они отмечают постепенное сближение показателей развития, полученных для СВ и постнатального возраста в течение первого года жизни.

Анализируя данные литературы, можно отметить, что использование СВ требует учета следующих моментов. Во-первых, такой подход к оценке не позволяет оценить уровень

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
72 Kb
Скачали:
0