Диатезы (наследственное предрасположение) у детей. Сбор и анализ родословной пробанда. Оценка физического и нервно-психического развития ребенка

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Чтобы внести ясность в проблему, необходимо кратко остановиться на определении понятия "конституция", которая объединяет свойства и признаки не только приобретенные, но  и  унаследованные.   По  определению М.С.Маслова, "конституция есть совокупность свойств и особенностей как генотипических. так и фенотипических, которые проявляются в реакциях организма на различные воздействия". В замечательном труде Авиценны "Канон Врачебной науки" мы находим следующие. строки: "Тебе должно знать, что каждый отдельный человек предрасположен к определенной натуре (говоря современным языком - конституции), присущей ей лично; редко бывает или совсем невозможно, что кто-нибудь другой имел одинаковую с ним натуру". Другими словами, сколько существует людей столько и конституций. Следовательно, понятие конституции отождествляется с понятием индивидуальности.

Учение о конституции ориентирует врача индивидуализированные к конкретной личности подходы. Однако, несмотря на успехи тeopетической и практической медицины, мы и сегодня имеем всей информации, характеризующей организм, а тем более многообразие конституциональных мозаик индивидов. Да это, по-видимому и невозможно. Поэтому многие авторы связывают конституцию главным образом с совокупностью  внешних признаков человека, и в таком контексте конституция (constitutio - построение) - морфологическое понятие. Не случайно классификационные схемы конституциональных типов по строены на оценке главным образом функционально-морфологических признаков (M.B.Черноруцкий, А.Г.Штефко, В.Д.Островский, Э.Кречмер Сиго и др.).

Людям разных конституциональных также свойственна различная подверженность влияниям внешней среды, что особенно наглядно можно проследить у детей, когда при совершенно одинаковых условиях жизни, уходе,  питании и воспитании один ребенок развивается нормально, а другой отстает в развитии.

Безусловно, учет типа конституции по любой из классификаций дает возможность педиатру уточнить предрасположенность к некоторым заболеваниям. Это связано с тем, что гены, определяющие внешние признаки, одновременно участвуют в формировании защитных систем и реакций, определяют ocoбенности метаболизма. Например, известно, что aстматики предрасположены к бронхолегочным заболеваниям,   гиперстеники  -  к  сердечно-сосудистой патологии. По нашим данным, у детей торакального типа конституции имеется склонность к анемизации, реализуемая при неблагоприятных условиях внешней среды. Иными словами можно сказать, что в данном случае внешний признак конституционального фенотипа является как бы маркером предрасположенности к определенным заболеваниям.   Однако это правило не распространяется на  все многообразие полигенно наследуемых болезней. В большинстве случаев соответствие  между диатезами и соматотипами отсутствует.    В частности установлено, что дети с аллергическим диатезом не имеют каких-либо характерных конституциональных черт. У них может быть как пастозный, так и эретический габитус. Еще более убедительные подтверждения данному тезису приводятся в работах гомеопатической    школы.    Так,    нервно-артритическому диатезу соответствует 30 различных конституций, лимфатическому - 20.  Это связано с тем, что типологические признаки наследуются полигенно, причем в их экспрессии большое значение имеют условия внешней среды.

С другой стороны, названные в свое время "аномалиями конституции" состояния включают как конституциональные признаки, так и симптомы заболеваний. Между тем неправомочно объединять тип конституции и само заболевание.   Как   справедливо   указывает А-В.Чебуркин, до тех пор, пока признаки конституционального типа соответствуют параметрам практически здорового ребенка, нецелесообразно говорить об аномалийной конституции, Но если у ребенка появились клинические признаки заболевания, .то следует искать его причину, выявлять патогенетические механизмы и давать болезни нозологическую расшифровку с указанием возможной ее связи с конституциональными особенностями ребенка, которые, по высказыванию М.С.Маслова, (1926) способны "придавать болезни индивидуальный характер".

По мнению В.А.Таболина и соавт.(1995), реакцию организма на факторы окружающей среды, на стрессовые воздействия определяет своеобразие метаболизма. При разных типах метаболизма - разные "типы реагирования" на стрессовые

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
79 Kb
Скачали:
0