Физкультура в группе продленного дня. Гимнастика до занятий. Комплекс физических упражнений для школьников младших классов

Страницы работы

23 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ФИЗКУЛЬТУРА В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Современная общеобразовательная школа предъявляет новые требования к качеству учебного и воспитательного процесса. Профессиональная ориентация учащихся связана с повышением требований к физическому воспитанию и укреплению здоровья подрастающего поколения. В решении этих задач важным является использование возможностей школы с продленным днем, позволяющей успешно решать проблемы перегрузки учащихся, рациональной организации физического и трудового воспитания, повседневного активного отдыха, столь необходимого для гармоничного развития детей и подростков.

В течение дня работоспособность школьников неодинакова. У большинства максимум ее отмечается дважды в день: с 8.00 до 12.00 и с 16.00 до 18.00. Поэтому именно эти периоды используются для школьных занятий и выполнения домашних заданий.

Большое значение в общем режиме продленного дня имеет двигательный режим, который необходим для нормального роста и развития учащихся.

Потребность детей и подростков в двигательной активности в какой-то мере удовлетворяется бытовыми, спонтанными движениями, что составляет 19-20% необходимого объема двигательной активности в сутки, однако это даже вместе с уроками физической культуры не может полностью удовлетворить потребности детей в движениях.

В школах с продленным днем,  где учащиеся находятся с 8.00 до 18.00, помимо обязательных уроков используются все формы занятий физической культурой: гимнастика до занятий; физкультурные минутки и физкультурные паузы во время уроков; дополнительные занятия физическими упражнениями в течение дня (20-25мин) в подготовительных и начальных классах; динамический час (подвижные и спортивные игры на свежем воздухе); работа секций общей физической подготовки и спортивных секций во внеурочное время.

За проведение гимнастики до занятий отвечает учитель, у которого по расписанию первый урок. Каждый класс  строится для выполнения физических упражнений на закрепленном за ним месте на школьной площадке (в ненастную погоду – в помещении школы). За 15 мин. до начала уроков звенит предварительный звонок, оповещающий о том, что через одну минуту начинается гимнастика, включается музыкальное сопровождение и по сигналу начинается выполнение упражнений.

ГИМНАСТИКА ДО ЗАНЯТИЙ

Гимнастика до занятий регулирует состояние центральной нервной системы, активизирует внимание. В нее включаются упражнения для мышц плечевого пояса, рук, шеи, способствующие притоку крови к коре головного мозга. Комплекс этой гимнастики выполняется стоя, в повседневной одежде. При этом школьники должны расстегнуть воротнички и расслабить пояса. Для повышения эмоционального и физиологического воздействия желательно проводить гимнастику до занятий под музыку. Предварительно упражнения комплекса разучиваются на уроке физической культуры или динамическом часе продленного дня. Ребята с большим удовольствием выполняют физические упражнения под музыку В.Шаинского, Г.Гладкова и других известных детских композиторов.

Включаемые в гимнастику до занятий упражнения должны быть несложными координационно и подобраны с учетом тех движений, которые выполняются детьми в повседневной жизни.

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз, бег и прыжки выполняются на месте – до 15-2- сек. Заканчивать гимнастику ходьбой, упражнениями на дыхание и координацию движений с небольшой физической нагрузкой, в среднем (спокойном) темпе, способствующем быстрому переключению школьников на умственную деятельной.

Длительная умственная работа постепенно снижает уровень работоспособности, особенно у первоклассников. Основные признаки утомления: снижается внимание, ухудшается усвоение учебного материала, учащаются ошибки.

Для того чтобы избежать этих отрицательных явлений, рекомендуется так называемый активный отдых: в режим учебного дня вводятся физкультминутки или физкультпаузы. С учащимися начальных классов они проводятся через 20-30 мин. работы на уроках в учебное время и после 30-4-мин. выполнения домашних заданий. После воскресного дня – в понедельник и вторник рекомендуется выполнять физкультминутки, а в последующие дни недели – физкультпаузы. Еще лучше, если форму отдыха соотносить с конкретной нагрузкой в школе. В те дни, когда бывают наиболее трудные уроки, перед ними лучше выполнять физкультпаузу мобилизующего характера. В нее включают физические упражнения в быстром темпе. Это способствует притоку крови к коре головного мозга.

В конце уроков применяются физкультминутки, включающие дыхательные упражнения на расслабление.

КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

 ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

(Выполняется под музыку песни В.Шаинского "Улыбка")

1.  "Лошадка". И.П.:руки на пояс. Ходьба на месте, высоко поднимая колени. При сгибании ноги носок должен быть опущен. Спину и голову держать прямо, локти развести в стороны.

2.  "Силачи". И.П.: стойка ноги врозь. 1-2 – сжимая кисти в кулаки, с силой согнуть руки в локтях – вдох; 3-4 – свободно опустить руки – выдох.  При

3.  выполнении упражнения грудь развернуть, голову держать прямо.

4.  "Пружинка" И.П.: ноги слегка расставлены, ступни параллельны. 1 - присесть, опираясь ладонями на колени,- выдох; 2 – встать, руки вниз. Во время приседаний спина прямая, локти в стороны, движения пружинящие.

5.  "Насос". И.П.: широкая стойка.  Наклон влево, левая рука скользит по ноге вниз; правая, сгибаясь, скользит по телу вверх – выдох; 2 – и.п. – вдох; 3-4 – то же в другую сторону. Движения выполнять без остановки, в одной плоскости. Голову держать прямо, ноги прямые.

6.  "Петрушка". И.П.: стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. Полунаклоны вперед, сохраняя прямое положение спины, ладонями коснуться голеней ног; 2 – выпрямиться в и.п., сохраняя нормальную осанку.

7.  "Винтик". И.П.: руки на пояс. Прыжки на месте с поворотами (в среднем на 60-90*) без задержек.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Физкультминутка проводится учителем непосредственно в классе на уроке. В комплексы физкультминуток входят упражнения-потягивания для мышц всего тела; упражнения для мышц спины; повороты и вращательные движения головой; упражнения для мышц ног, повторяемые 6-8 раз в среднем темпе.

В течение учебного дня рекомендуется проводить физкультминутки не менее 2-3 раз. Учитель сам ориентируется,в какой момент лучше прервать урок для кратковременного активногоотдыха детей. Как правило, это делается во второй половине урока, чтобы повысить внимание детей, снять нервное напряжение.

Физкультминутки необходимы и при выполнении домашних заданий  в режиме продленного дня школы и дома, особенно для детей с нарушениями осанки. Их с успехом можно делать сидя на стуле или вставая из-за стола или парты. При выборе упражнений предпочтение следует отдавать наклонам назад и в стороны.

В результате длительного сидения при выполнении домашних заданий устают нижние конечности. Вот почему в комплекс физкультминуток обязательно надо включать приседания, ходьбу на месте, простейшие прыжки и др. примерные комплексы физкультминуток для детей П-3 классов приведены

Похожие материалы

Информация о работе