, доцент Брестского государственного университета им.
БАЗОВЫЕДВИЖЕНИЯРУК ВАЭРОБИКЕ
Необычайна выразительность рук человека. Движения пальцев и кисти воспроизводили сложившийся тонкий язык образов танцев Древней Индии. В австралийских танцах заклинания движениями рук создавали образы борьбы со злыми силами природы. В плясках изысканно и образно имитировались трудовые процессы, восхищение природой, охотой, остросюжетные военные действия. В плясках поморов, сплетении рук, хороводах, в фигурах людей отражены морские прибои и отливы. В «Лянке», «Бульбе» пляской и жестами изображается процесс посадки и обработки традиционных белорусских растений.
Сказки, ритуалы, природу, труд, борьбу, поверья, любовь, легенды, моленья, ликованье, горести — все, чем жил человек, отразил он в песнях, танцах, а с ними рождались телодвижения и движения его рук.
Руки ярко выражают психологические, эмоциональные оттенки, подчеркивают и завершают композицию либо отдельные фрагменты.
В аэробике положения рук разнообразны в зависимости от вида: фанк-аэробика, джаз-гимнастика, аквааэробика, слайд-аэробика и т.д., национальных оттенков танцевальных движений, белорусских, русских, украинских, цыганских, молдавских, испанских и других танцев. Их характер и стиль могут быть различными. Базой движения рук является основная гимнастика, классический, народный, со80
временный танец. Использование различных движений рук зависит от содержания музыкального произведения.
В упражнениях аэробики движения выполняются на принципах сложности и целостности, которые эволюцион-но произошли и развиваются под влиянием идей Ф.Дель-сарта, И.Лесгафта.
Франсуа Дельсарт (XIX век) разработал теорию движения рук, основанную на единстве эмоционального состояния человека и движения. Он классифицировал положение кисти: ладонью вверх, вниз, внутрь при поднимании рук от плеча, локтя, вперед, в сторону — вверх и добивался постепенного и слитного, осмысленного движения.
В начале XX века Жак Далькроз создал гимнастику, которая содействовала развитию слуха и мышечного ощущения ритма. В основе системы — подчиненность движений музыкальному ритму, пластичности. По мере выполнения предлагаемых движений их автоматически усложняли.
При составлении упражнений нужно помнить, что руки несут достаточно большую физическую нагрузку, наиболее ярко отражают смысловые, стилевые и эмоциональные оттенки. Их положение завершает контур и линии упражнения / комбинации и комплекса в целом. Положения и движения рук нужно тщательно продумывать.
Варианты положений и движений рук (рис. 1—32)
1. И.п. — руки полусогнуты, кисти в кулак, поверну ты внутрь. Поднимание рук вверх (вперед), вправо (вле во).
2. И.п. — руки вперед-книзу, предплечья вверх-нару жу, кисти в кулак. 1 — руки в стороны, предплечья кни зу; 2 — и.п.
3. И.п. — правая рука полусогнута в сторону, левая — перед собой, кисти в кулак. 1 — дугами кверху, левую руку полусогнуть в сторону, правую — перед собой; 2 — и.п.
4. И.п. — правая рука перед собой, левая опирается локтем на кулак правой, предплечьем кверху, кисти в кулак. 1 — поменять положение рук; 2 — и.п.
81
5. «Резинка». И.п. — руки вперед, ладонями кверху. 1 — согнуть руки с напряжением, словно растягивая ре зинку, кисти в кулак; 2 — и.п.
6. И.п. — руки вниз. Небольшой круг правой рукой вперед-вправо. Первая половина круга — ладонью кверху, вторая — ладонью книзу. Упражнение выполнять пооче редно и одновременно двумя руками.
7. То же, что и упражнение 6, но описывать рукой восьмерку.
8. И.п. — руки вниз, предплечья вперед-вправо, кисти в кулак. 1 — руки выпрямить, ладони кверху; 2 — слов но растягивая резиновый жгут, согнуть руки.
9. И.п. — руки в стороны, кисти в кулак. 1 — круг предплечьями книзу; 2 — круг предплечьями кверху.
10. И.п. — руки вниз, предплечья вправо, 1 — пред плечья влево; 2 — и.п.
11. И.п. — полусогнутые руки вверх. Быстрые (удар ные) разгибания рук вверх.
12. То же, что и упражнение 11, но руки поднимать последовательно (сначала правую, а затем, опуская ее, ле вую).
13. «Лучник». И.п. — руки вправо, ладони соединить. 1—3 — скользящим движением вдоль правой руки и ту ловища согнуть левую руку, кисть в кулак, словно натя гивая тетиву лука; 4 — и.п.
14. И.п. — руки за голову. 1 — согнутые руки впе ред, ладони у висков; 2 — и.п.
15. И.п. — руки вправо, кисти в кулак. 1 — руки впе ред и влево; 2 — руки дугами кверху, руки вправо. Пос ле 6—8 повторений выполнить то же в другую сто рону.
16. И.п. — руки в стороны — книзу, предплечья в сто роны. 1 — выпрямить руки в сторону — книзу; 2 — и.п.; 3 — выпрямить руки в стороны; 4 — и.п.; 5 — руки в стороны — кверху; 6 — и.п.; 7 — руки вверх; 8 — и.п.
17. «Наседка и цыплята». И.п. — руки в стороны — книзу, ладони вперед. 1 — руки вперед — вниз — на82
ружу; 2 — руки назад-наружу (словно имитируя движения наседки, загоняющей цыплят домой). С каждым следующим движением увеличивать их амплитуду.
18. Имитация движений руками спортивной ходьбы.
19. И.п. — руки вперед, кисти в кулак. 1 — руки назад; 2 — и.п.
20. И.п. — руки полусогнуты вниз скрестно, правая сверху. 1 — полусогнутые руки в стороны — книзу; 2 — руки вниз скрестно левой. С каждым следующим дви жением увеличивать амплитуду.
21. И.п. — руки на бедрах. 1 — полусогнутые руки назад; 2 — и.п.
22. И.п. — руки в стороны, предплечьями кверху, ки сти в кулак. 1 — руки вперед, предплечья соединить вме сте; 2 — и.п.
23. И.п. — то же, что и в упражнении 22. 1 — пред плечья вниз; 2 — и.п.
24. И.п. — руки в стороны, правое предплечье вниз, левое — вверх, кисти в кулак. 1 — сменить положение рук; 2 — и.п.
25. И.п. — левая рука у живота, правая — за спиной. 1—2 — поднимая согнутую правую руку кверху, а левую опуская книзу, сменить положение рук; 3—4 — и.п.
26. И.п. — левая рука перед собой, правая — полу согнута кверху, кисти в кулак. 1 — сменить положение рук; 2 — и.п.
27. И.п. — руки вниз, кисти в кулак. 1 — правую полусогнутую руку вперед-кверху; 2 — то же левой в по ложении руки скрестно; 3 — правую руку вниз; 4 — и.п.
28. И.п. — руки полусогнуты, кисти в кулак. Резкие, Ударные разгибания рук в разных направлениях. Упраж нения выполнять вначале поочередно, а затем одновремен но двумя руками.
29. То же, что и упражнение 28, но ударные движе ния выполнять локтями.
30. «Змейка». И.п. — правая рука вперед, предплечь ем кверху, ладонь книзу, подушечки пальцев прижать к
83
большому. Волнообразные разгибания и сгибания руки вперед.
31. «Кобра». И.п. — то же, что в упражнении 30. Повороты ладоней вовнутрь и наружу, с небольшими разги баниями рук вперед.
32. Ритмично «писать» цифры, геометрические фигу, ры, силуэты предметов и т.д. одной и двумя руками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.