Волевая подготовка как составляющая часть психологической подготовки. Волевые качества и их значение в спорте

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Волевая подготовка как составляющая часть психологической подготовки (на примере спортсменов 20-21 года занимающихся вольной борьбой)


Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

Глава 1. Волевые качества и их значение в спорте. 7

1.1.Психологические основы волевых действий в спортивной деятельности. 7

1.2 Волевая подготовка спортсмена как составляющая часть общей готовности к спортивной деятельности. 10

Выводы по главе 1. 19

Глава 2 Экспериментальное исследование волевых качеств спортсменов, занимающихся вольной борьбой. 20

2.1.Организация и методика проведения исследования. 20

2.2. Результаты исследования. 22

Выводы по главе 2. 25

Заключение. 26

Литература. 28


Введение

Долговременный и творческий процесс воспитания и формирования физических и психических качеств человека, занимающихся ФК и С, привлечение различных специалистов к этому сложному процессу, усложняющиеся требования тренировочной и соревновательной деятельности требуют изучения индивидуально-психологических особенностей личности спортсменов, необходимых для успешной деятельности в спорте.

Известно что личность развивается в деятельности и под ее влиянием. И спортивная деятельность не исключение, так как она играет очень важную роль в формировании и развитии психических процессов, состояний и свойств личности.

Проблема воли занимает одно из важных мест в психологии личности человека, а волевая подготовка - одна из существенных и обязательных сторон обучения и воспитания спортсмена.

Разработкой данного вопроса занималось большое количество отечественных и зарубежных ученых. Проведено много исследований, экспериментов в спорте по развитию и формированию воли и волевых качеств у спортсменов ходе спортивной деятельности.

В целом ряде работ по психологии (О. А. Черникова, 1957; А. П. Богомолов, И. Г. Келишев, 1965; А. В. Запорожец, 1965; А. Ц. Пуни, 1965; Ю.Я.Киселев, 1967; К.К.Платонов, 1967; Н. А. Худадов, 1968; П. А. Рудик, 1974; К.П.Жаров, 1976; А.И.Высоцкий, 1983, и др.), носящих преимущество общетеоретический характер, излагаются различные вопросы воли. Развитие воли рассматривается в основном в педагогическом плане (Н. Г. Озолин, 1957; Ю. Ю. Палайма, 1961; Г. М. Гагаева, 1962; Т. Т. Джамгаров, 1964; Б.Н.Смирнов, 1967; К.П.Жаров, 1976; Л. Н. Проколиенко, 1983; В. И. Панченко, 1983, и др.).

В целом ряде работ по психологии (Е. С. Махлах, А. И. Раппорт, 1976; Р. 3. Шайхтдинов, 1979; А. Б. Воронин, 1983; Н. Е. Малков, 1983; Б. Н. Смирнов, 1984) авторы характеризуют волевые усилия. Например, ряд авторов (А. Г. Ковалев, 1974; В. А. Крутецкий, 1974; С. В. Корж, 1976, и др.) проявление волевых усилий связывают с сознательной мобилизацией возможностей человека (актуализацией психофизиологических ресурсов организма).Другие психологи (А. П. Колиснык, 1976; А. С. Зобов, 1983; Н. Е. Малков, 1983) проявление волевых усилий связывают с активной саморегуляцией личности в плане эффективного самоуправления, выбора оптимальных мотивов.

В спортивной психологии в работах Ф. Д. Горбова, Л. Д. Чайновой (I960), В.Л. Маришука (1965), Ю.А.Самарина (1966), С. М. Оя (1980), В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудова (1983) показыно, что у спортсменов перед ответственными соревнованиями в состоянии психической готовности повышается продуктивность умственной деятельности, а ряд исследований Н. А. Худадова (1969), Г. И. Савенкова (1969), В. М. Мельникова (1979, 1982), Е. Н. Суркова(1984) позволяют утверждать, что в этом состоянии улучшаются как общие, так и специализированные психомоторные показатели.


Общая характеристика работы

Актуальность

В последние годы особенно часто и на страницах спортивной печати, на тренерских сборах, и на научных конференциях по физическому воспитанию и спорту настойчиво ставиться вопрос о воспитании волевых качеств спортсмена, о его волевой подготовке. Острота вопроса понятна, так как нередки случаи, когда спортсмен, отлично подготовлен в техническом, тактическом и физическом отношении, проигрывает соревнование. В таких случаях обычно говорят о его слабой волевой подготовке. Именно в связи с этим и выдвигаются требования более полного исследования особенностей волевой подготовки спортсменов, для того, что бы разработать пути и средства воспитания воли спортсмена.[19]

Именно поэтому развитие и формирование волевых качеств является актуальной проблемой в спортивной деятельности.

Цель нашего исследования: изучить особенности волевой подготовки спортсменов (вид спорта – вольная борьба)

Задачи:

1.  Анализ литературных источников с целью изучения понятий «воля» и «волевые качества»

2.  Изучить особенности волевой подготовки в спорте

3.  Провести исследование следующих волевых качеств: «сила воли», терпеливость, настойчивость

4.  Экспериментальная проверка и анализ полученных результатов

Объект исследования: спортсмены, занимающиеся вольной борьбой в возрасте 20-21 год

Предмет исследования: волевые качества спорсменов, зпнимающихся вольной борьбой.

Гипотеза: Можно предполагать, что использованная нами методика для оценка волевых качеств позволит отметить больший уровень развития

Похожие материалы

Информация о работе