Природа художественного творчества в философских взглядах И.Канта, Г.Гегеля и А.Шопенгауера

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Вместе с тем, как показывает практика искусства, художник крайне редко бывает абсолютно равнодушным к успеху своего искусства. Как правило, он не удовлетворяется одним лишь творческим процессом создания своих произведений и весьма заинтересован в признании результатов своего творчества публикой. Художники становятся гениальными, как правило, благодаря огромной силе обобщения и выражения в своём творчестве актуальных для своего времени общественных потребностей и интересов. Это характерно для гениев всех эпох и народов начиная с древнейших времён и по настоящее время. По мнению Шопенгауэра, признаком гениальности художника является непонимание его творчества современниками, ибо он-де творит не для них, а для всего человечества и может быть понят только в далёком будущем. [ 12,400]          

    Элитарность, исключительность гения Шопенгауэр пытался обосновать утверждениями о том, что гениальный художник резко отличается от других людей своими анатомическими свойствами и физиологическими процессами. Он представлялся Шопенгауэру «чудовищным исключением». [12,403]           

    Его мозг  больше, чем у обыкновенных людей, изолирован от тела – этого вместилища воли или различных потребностей его. Хорошо, конечно, если гений обладает здоровой конституцией, неистощимой энергией и жизненной силой. «Но самое главное, - считает философ, - это, чтобы мозг был необыкновенного развития и величины, особенно в широту и высоту».[12,404]

(Несостоятельность этого тезиса давно доказана современной наукой, установившей весьма заметные различия в объёме мозга у многих выдающихся деятелей искусства. ) Отличается гений от простых людей и талантливых художников так же своеобразными психологическими чертами, например непосредственностью, чувствительностью и детскими чертами, ибо гений, как и ребёнок, не угнетаем требованиями воли и поэтому ему свойственна  детская  бескорыстная  любознательность и заинтересованность в чисто игровом отношении к миру.

    Что же касается характера творческого процесса и способностей художника, обеспечивающих его, то и здесь Шопенгауэру свойственно подчеркивание непосредственности, преувеличении роли интуиции, фантазии и почти полное отрицание роли сознания в освоении и формировании содержания художественного произведения. Творческий процесс традиционно делится им на два этапа, первый из которых – постижение содержания, а второй – воплощение этого содержания в каком  - либо виде искусства. Первый этап осуществляется на бессознательно – интуитивном уровне, второй – посредством сознательных усилий, сноровки и техники. Так, когда содержание произведения уже постигнуто художником, в силу вступают его воля и сознание, необходимые для направления деятельности по воплощению содержания в материале искусства. Завершаюший этап творчества начинает подчиняться логике и закону причинности, «в соответствии с которыми для художественных целей выбираются художественные средства; например, художник заботится о верности рисунка и надлежащем использовании красок, поэт – плане, экспрессии, размере…»  [12,406] Здесь Шопенгауэр невольно признаёт, что для произведений гения характерна «обдуманность». Но всё же гораздо чаще он склонен подчеркивать стихийную сторону художественного творчества, которое, как он полагал, «совершается с такой же необходимостью, с какой дерево приносит плоды, и не требует извне ничего другого, кроме почвы, на которой индивидуум может возрасти». [ 12,406]           

    Наряду с внутренними условиями возникновения художественного творчества, связанного с взаимоотношением интеллекта и воли, Шопенгауэр рассматривает роль внешних его стимуляторов. Одним из таких стимуляторов, по его утверждению, являются неблагоприятные условия жизни гения, при которых интеллекту легче оторваться от влечения воли, поскольку её цели всё равно не могут быть.

Заключение.

Подведем итоги анализа взглядов на источники необычайной творческой силы гениальных и талантливых людей.

Обратим внимание на то, что талант есть прибавка к уму, работоспособность и результативность, не имеющая места у большинства людей.

Гении и таланты не просто создатели нового -  они создатели высших образцов новизны со свойствами парадоксальности, странности, необычности, неожиданности. Они – создатели можно сказать чудес, потрясений, откровений, и в то же время – остро нужного людям.

И. Кант ошибочно думал, что гений стоит выше объективных законов : «Гений – это талант ( природное дарование ), который дает искусству правило». «Гений сам не может описать или научно показать, как он создает свое произведение: в качестве природы он дает правило».[4,38 ]

Искусство, наука, техника, культура – всё это дело рук человеческих. Но одни формируют в этих явлениях одно, другие – другое, третьи – третье и так далее. Уделом гения является  давать законы искусству, науке, технике и, как показывает «Критика чистого разума», природе.

А. Шопенгауэр считал, «что самое главное – это, чтобы мозг гения был необыкновенного развития и величины, особенно в широту и высоту».[12,404] Несостоятельность этого тезиса давно доказана современной наукой. Кроме того, говоря о характере творческого процесса, Шопенгауэр преувеличивал роль интуиции, фантазии и почти отрицал роль сознания в освоении и формировании содержания художественного произведения.

Г. Гегель же утверждал, что «хотя талант и гений имеют элемент, природной

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Рефераты
Размер файла:
98 Kb
Скачали:
0