Развитие коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе театральной деятельности

Страницы работы

42 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья.…….…………………………………………………………………….

1.1. Проблема развития коммуникативных навыков детей в психолого-педагогических исследованиях……………………………………

1.2. Особенности развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями  здоровья…………………………..

1.3. Возможности театральной деятельности для развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья .…………

Выводы по Главе 1………………………………………………………………

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья методами театральной деятельности …………………………………

2.1. Организация и методы исследования……………………………………...

2.2. Результаты исследование формирования коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья………………….

2.3. Рекомендации по формированию коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья  ……………………………

Выводы по Главе 2……………………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………….

Библиографический список……………………………………………………..

Приложения……………………………………………………………………...

Введение

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется существенными структурными изменениями, связанными с глобальными процессами модернизации, имеющими долгосрочный характер. Сегодня, когда перестают работать многие из прежних механизмов упорядочения социокультурной жизни страны, а новые еще не сформированы, обостряются проблемы наименее социально защищенных групп населения. Среди них люди с ограниченными возможностями здоровья занимают одно из ведущих мест.

На сегодняшний день психолого-педагогическая помощь обеспечивает условия для развития и обучения детей с ограничениями в физическом, нервно-психическом и речевом развитии, возможность их социализации, создает основу для формирования полноценной личности. Однако до настоящего времени отсутствуют исследования, рассматривающие вопросы развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих различный опыт проживания с инвалидностью и сочетающиеся дефекты в виде физических ограничений, например, - детского церебрального паралича и задержки умственного развития. Для данной группы детей помимо физических и психических недостатков характерны нарушение речи, низкая способность к языковому общению.

С точки зрения лингвистов, существует достаточно жесткая связь между языковой и коммуникативной способностью. Можно предположить, что при низком уровне языковой способности, например, при заикании или общем недоразвитии речи, будет наблюдаться недостаточность коммуникативной способности. Таким образом, важность проблемы развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна.

Коммуникация - это ключевой компонент и механизм полноценной социокультурной жизни, социального взаимодействия, информационных обменов между людьми. Коммуникативные барьеры, характерные для детей с ограниченными возможностями здоровья, являются следствием физических ограничений, эмоциональной защитной самоизоляции, выпадения из трудового коллектива, дефицита необходимой информации и мешают их доступу к социально значимой информации, ограничивая поле их личностной самореализации и социализации. Поэтому закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникаций является одной из наиболее актуальных задач.

Долгое время проблема развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья не имела никаких научных решений, подходов, разработок. Определенный позитивный опыт был накоплен в изучении проблемы развития коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения, слуха, ее особенностей, развития коммуникативной компетенции, условий развития общения и межличностных отношений (Т. П. Абакирова, И. Р. Алтунина, Г. Б. Вершинина, A. JI. Галин, Е. Н. Зайцева, А. А. Ларин, Р. А. Максимова, JL Г. Соловьева, И. В. Соломатина, И. В. Корнилова, Т. А. Шалюгина). Вместе с тем, пока не решены фундаментальные вопросы, связанные с раскрытием психологической сущности коммуникативных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, выявлением факторов, влияющих на развитие коммуникативных навыков данной категории детей. В этой ситуации и возник острый научный интерес к развитию коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья, как важнейших, приобретаемых ими и помогающих им быть полноценными членами общества.

Актуальность проблемы исследования заключается в противоречии между необходимостью активной деятельности ребенка в обществе и имеющимися ограничениями в общении у данной категории детей.

Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья важна не только сама по себе. Она важна как средство интеграции данной категории детей в социум, как механизм создания равных возможностей людям с ограниченными возможностями здоровья, для того, чтобы быть социально востребованным. Театральная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья является новой формой социально-психологической реабилитации.

Характеризуя состояние разработанности проблемы исследования, следует подчеркнуть тот факт, что театральная деятельность не случайно включена в многоплановый процесс социально-психологической реабилитации и выступает как одна из наиболее оптимальных форм, способствующей развитию коммуникативных навыков у данной категории детей.

В исследовании психолого-педагогических условий и механизмов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, где духовно-творческое развитие составляет самостоятельную линию их личностного становления, вопрос о психологической и педагогической роли театральной деятельности как средства развития коммуникативных навыков и активизации духовно-творческих сил у данной категории детей, практически не проработан. Доля исследований, обращенных к конкретным видам творческой деятельности в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья - деятельности, имеющей фундаментальное значение в развитии базовой культуры личности данной категории детей, все еще невелика. К тому же, реализация психосоциального потенциала театрального действия (именно как духовно-творческой компоненты деятельности в развитии навыков общения детей с ограниченными возможностями здоровья) в едином процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья не исследовалась.

Вместе с тем следует отметить, что использование театральной

Похожие материалы

Информация о работе