Исследование влияния квеста на формирование детского коллектива младших школьников

Страницы работы

70 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            3

ГЛАВА 1. ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА                                                                                                           7

1.1 Понятие детского коллектива в психолого-педагогической науке          7

1.2 Условия развития детского коллектива                                                18

1.3 Значение квеста как одного из видов игровой деятельности в формировании детского коллектива                                                        22

Выводы по главе I

ГЛАВА 2. КВЕСТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО

КОЛЛЕКТИВА                                                                                                        32

2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования                                                                                               32

2.2 Анализ результатов констатирующего этапа                                       34

2.3. Рекомендации по проведению квестов в детском коллективе           41

Выводы по главе II

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                             56

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                     58

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                     64                                                                                                                                              

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В каждом коллективе детей младшего школьного возраста происходят динамические процессы, в результате которых между детьми складываются отношения межличностной значимости. Особенности взаимоотношений внутри детского коллектива интересуют педагогов, психологов не только потому, что в сплоченном коллективе образовательный процесс протекает более успешно, но и потому, что организация продуктивного взаимоотношения со сверстниками имеет самостоятельную значимость, такую задачу ставят перед собой многие ведущие образовательные учреждения страны.

Фундаментальные исследования отношений межличностной значимости проводились в рамках концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений А.В.Петровского М.Ю.Кондратьевым, Ю.М.Кондратьевым, Н.В.Репиной, Т.В.Снегиревой и другими. Однако существует необходимость дополнительного исследования средств, используемых младшими школьниками для ориентировки в системе межличностных отношений.

Особое значение для развития теории воспитательного коллектива имели опыт и теоретические труды А.С.Макаренко, а также работы ученых-педагогов О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, В.Е.Гмурмана, Л.Ю.Гордина, И.Ф.Козлова, И.П.Иванова, М.Г.Казакиной, В.А.Караковского, Т.Е.Конниковой, В.М.Коротова, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, Е.Н.Медынского, А.В.Мудрика, Л.И.Новиковой, К.Д.Радиной, В.А.Сухомлинского и др.

Проблема развития детского коллектива достаточно актуальна, так как является одной из важных сторон жизнедеятельности младших школьников. На современном этапе педагоги, социологи и психологи отличают негативную тенденцию с появлением и расширением коммуникативного пространства через компьютерную сеть, ухудшается отношение детей к непосредственному общению.

Кроме этого, данная тема актуальна еще и потому, что в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни.

Именно в младшем школьном возрасте усваиваются правила и нормы межличностного общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств.

И на современном этапе воспитания детей, когда у ребенка формируются основные навыки межличностного общения, подвижные и коммуникативные игры, такие как квест является одним из средств развития детского коллектива.

Квесты позволяют в процессе совместной деятельности создавать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу общения детей, установлению контактов, повышению уверенности у детей, развитию чувства удовлетворенности от общения со сверстниками.

Использование коммуникативных игр является качественно новой возможностью для отечественного образования, особенно для решения проблемы формирование коллектива детей младшего школьного возраста.

Целью работы является исследование влияния квеста на формирование детского коллектива младших школьников.

Объектом исследования является коллектив детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – квест как средство формирования коллектива   младших школьников.

Гипотеза исследования:

В результате игровых занятий, направленных на сплочение коллектива, в группе детей младшего школьного возраста предполагаются следующие изменения:

-   улучшение психологического климата;

-   повышение коллективной активности детей;

-   сплочение коллектива.

Задачи исследования

1.  Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.  Исследовать особенности детского коллектива младших школьников.

3.  Разработать и апробировать программу мероприятий по формированию детского коллектива младших школьников, основанную на проведении квестов.

4.  Исследовать влияние квеста на формирование детского коллектива младших школьников.

Для решения этих задач был использован следующий методы исследования: анализ научной литературы, тестирование, социометрия, анкетирование.

База исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе   школы №13 с. Чунояр. В нем приняли участие 25 детей младшего школьного возраста

Похожие материалы

Информация о работе