Теории управления и роли человека в организации. История развития отношения к персоналу на предприятии

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

УПРАВЛЯТЬ – ЗНАЧИТ ПРИВОДИТЬ К УСПЕХУ ДРУГИХ.

Управление- совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.

Психология управления – это часть комплексной науки управления.

Её синонимами являются  понятия менеджмент», «организационная психология», «психология организаций». Среди психологических дисциплин психология управления является самостоятельным разделом психологии.             Она находится в тесном взаимодействии с общей психологией, социальной психологией, инженерной психологией, эргономикой, экономической психологией, а также с такими науками как философия, социология организации, этика и т.д.

Цель психологии управления – разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.

Предмет психологии управления – деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций.

Содержание психологии управления – разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.

Главным субъектом управления в организации является руководитель (менеджер).

Менеджер – это лицо, отвечающее за постановку целей. Принятие решений и их реализацию, ответственное за деятельность персонала и малых групп.

Основные объекты управления – личность исполнителя, малая (рабочая) группа, организация в целом.

Организация – это группа людей, которые сознательно и добровольно объединяются  в рамках определенной структуры для достижения общих для этих лиц целей.

Сознательное научное рассмотрение проблем, связанных с «человеком работающим», началось в конце ХIХ века.

Теория управления как наука возникла в конце ХIХ века. Само понятие «научное управление» впервые ввел представитель американских фрахтовых компаний – Луис Брандейс в 1910 году, впоследствии Фредерик У.Тейлор широко пользовался этим термином, подчеркивая, что «управление –                         это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы».

Позднее Лютер Гьюлик, теоретик в области управления 30-40-х годов, заявляет, что управление становится наукой, потому как оно систематически изучает явления, которые сгруппированы в различные теории и потому что «стремится на системной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества».

Вполне очевидно, что эволюция теории и практики управления тесно связана  с развитием промышленности и науки вообще. Видимо, эти процессы являются сопутствующими и тесно переплетены друг с другом.

ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ И РОЛИ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЯ К ПЕРСОНАЛУ

НА ПРЕДПРИЯТИИ.

I.Школа научного менеджмента, или школа научной организации труда, в рамках которой была создана система организации производства, называемая, по имени её автора Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915), «тейлоризмом»,  развивалась в США в период  с 1885 по 1920 г.

Ф.У.Тейлор, американский инженер, предприниматель, ученый, используя изобилие на рынке труда неквалифицированной рабочей силы (эмигранты со всего света), эффективно решил проблему разделения сложного квалифицированного труда на мельчайшие операции, каждая из которых не требует высокой квалификации, но в сумме они позволяют получать сложную продукцию.

Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, до сих пор управляемого  «с помощью кустарных, ремесленнических, дедовских» методов. Дальнейший рост эффективности производства стал немыслим без его всесторонней рационализации, экономии времени и ресурсов.

До Тейлора под менеджментом понимались самые неожиданные явления, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта.                 Он впервые придал этому понятию определенность, назвав его «организацией производства».

Более или менее четкие очертания система Тейлора приобрела в 1903 году  в его работе «Управление циклом» и получила дальнейшее развитие                   в книге «Принципы научного менеджмента», где Тейлор сформулировал ряд постулатов.

Основные положения этой школы:

1.  Научное детальное изучение отдельных действий в каждом виде труда. Проведение экспериментов с целью установления законов и формул для наиболее эффективной работы «со строгими правилами для каждого движения, каждого человека и усовершенствованием и стандартизацией всех орудий и рабочих условий». Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

2.  Тщательный отбор работников «на основе научно установленных признаков, лучше всего подходящих для решения задач и обеспечение их обучения до «первоклассных рабочих» и устранение всех людей, отказывающихся или неспособных усвоить наилучшие методы».

3.  «Администрация осуществляет сердечное сотрудничество с рабочими». Происходит, как говорит Тейлор, сближение «рабочих и науки

Похожие материалы

Информация о работе