Федеральный бюджет. Его сущность и функции. Доходы и расходы. Структура доходов. Расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы и их структура

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Вопрос 4: Федеральный бюджет. Его сущность и функции. Доходы и расходы.

Бюджет – форма образования и расходования централизованного фонда денежных средств.

Это единство основных финансовых категорий (налогов, государственных расходов) в их действии. По экономической сущности , государственный бюджет это денежные отношения, возникающие между государством и физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода и частично национального богатства, для выполнения социально-экономических задач. Как и финансы, бюджет выполняет ряд функций:

·  Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы)

·  Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы)

·  Контрольная – предполагает создание условий для проведения контроля и обуславливает возможность эффективного воздействия государства на экономические процессы.

Бюджет, реализуя возлагаемые на него функции, выполняет важную политическую и социально-экономическую роль. Финансируя из бюджетного фонда национальные проекты, развитие инфраструктуры, приоритетные отрасли хозяйства, государство тем самым воздействует на перераспределение национального дохода между сферами экономики и населения.

Пропорции бюджетного перераспределения определяются потребностями расширенного воспроизводства и стоящими перед страной задачами.

Через государственный бюджет перераспределяется большая часть валового внутреннего продукта (50%), а через всю бюджетную систему (более 60%).

Доходная часть федерального бюджета включает в себя налоговые доходы (60%). Неналоговые доходы и прочие доходы.

Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий на каждом этапе развития страны. Ее изменения отражают явления, связанные с динамикой экономических процессов, так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения займов свидетельствует о спаде производства, и изменения соотношений между потреблением и накоплением в обществе.

Структура доходов. Доходная часть федерального бюджета может быть представлена следующим образом:

·  К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

·  К неналоговым относят:

o   доходы от использования имущества, находящегося в государственной стоимости,

o   доходы от оказания платных услуг бюджетных организаций,

o  средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности,

o  иные неналоговые доходы

Доходная часть бюджетов разных уровней регулируется с помощью субвенций, дотаций, субсидий.

Дотация – сумма денежных средств, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, в случае если закрепленных и регулируемых доходов недостаточно для финансирования минимального бюджета нижестоящего уровня.

Субвенция – это сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития территорий. Это фиксированный объем денежных средств, выделяемых безвозмездно для целевого финансирования расходов бюджета.

Субсидия – пособие преимущественно в денежной форме за счет средств государственного бюджета, предоставляемая местным органам власти, юридическим или физическим лицам или другим государствам.

Каждый уровень бюджетной системы имеет специфические черты структуры бюджетных доходов, основная часть доходов федерального бюджета 70% формируется за счет налогов, среди них преобладают косвенные налоги (акцизы, НДС, таможенные пошлины). Неналоговые доходы незначительны и это связано первую очередь с  тем, что есть проблемы в управлении федеральной собственностью. Доходы бюджетов субъектов федерации так же складываются из налоговых доходов, но в них преобладают прямые налоги: налог на прибыль, доходы физических лиц, налог на имущество предприятий и организаций. Доходы местных бюджетов формируются в основном за счет финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ. Местные налоги (земельные налоги, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу) пока не играют важной фискальной роли. Собственные доходы составляют от 1 до 15%.

Расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы и их структура являются также величиной непостоянной, чем доходы, и их структура и объем зависят от стоящих задач.

Расходы осуществляются в соответствии с расходными обязательствами, которые представляют собой обусловленные законом, нормативными правовыми актами, договором или соглашением, обязанности РФ, субъекта РФ, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам или международным организациям, средства соответствующего бюджета.

Говоря о приоритетах бюджетной политики, следует отметить, что основными приоритетами расходов федерального бюджета являются:

·  Финансовое обеспечение социальных реформ

·  Модернизация военной организации государства

·  Развитие общественной инфраструктуры

Эти приоритеты находят отражение в структуре федерального бюджета

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Финансы
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
49 Kb
Скачали:
0